Эта книга, авторство которой то приписывают Георгию Конискому, то опровергают его, написана, все же, живым и ясным языком. Проникнута глубокой любовью к Малороссии, горечью утрат казацких "вольностей" под московскими царями, и, в то же время, осознанием неразрывности судеб Великой и Малой России.
Также смотрите критический разбор истории появления, авторства и подлинности рукописи Георгия Кониского "История Русов", выполненный Л.Н. Майковым.
“Вопросы царя Милинды” – один из замечательных философско-литературных памятников буддизма..."
"Когда царь Милинда стал вопрошать буддийского учителя Нагасену: что такое “я”? Что понимать под именем Нагасена? Не назвать ли Нагасеной те сути, из которых состоит тело, части тела? и т. д., на все вопросы Нагасена отвечал отрицательно, ибо душа не субстанциональна, вечна только пустота (шунья), которая непостижима, ибо представляется заполненной мгновенными явлениями – дхармами. Затем Нагасена задаёт вопрос царю: Ваше величество прибыло сюда пешком или на колеснице? Получив ответ, что царь прибыл к мудрецу на колеснице, Нагасена спрашивает: Что такое колесница? Не дышло ли это? Не ось ли? и т. д. Получив отрицательные ответы, он доказывает, что колесницы, как таковой, нет, она не есть суть, а только “становление представления”, как нет и души; слово “душа” обозначает лишь обобщение отдельных моментов становления." (Б.Л. Смирнов)
«Спиритизм со всеми его попытками вообразить духовное и поймать его в действительности, есть превосходный и поразительный пример того, как не следует понимать духовное.»
«Нужно теперь идти далее и объяснить, в каком отношении находятся наши научные познания к постижению духовного начала, даже более, — как они постепенно ведут к этому постижению, в сущности составляющему цель всей нашей познавательной деятельности. Тут узел всего вопроса о познании. Обыкновенно, мы очень живо, но очень смутно чувствуем цель наших исканий, и часто бываем похожи на человека, который задумал искать по всему свету счастья и для этого покидает то истинное счастье, которым обладал дома, чтобы открыть тайну мира, мы пускаемся на самые отдаленные пути, воплощаем ее в тысячи форм, которые, как мираж, манят нас вперед и закрывают от нас действительность; мы поздно приходим, если приходим, к тому правильному убеждению, что эта тайна всего яснее раскрывается в нас самих, в собственной нашей душе, точно так же, как тайна всего познания содержится не в познаваемом, а в нашем уме». (Н.Н. Страхов)
Будучи в Олонецкой губернии, А.Ф. Гильфердингу удалось, по стопам П.Н. Рыбникова, составить свой список былин северного края. В данной книге представлено 318 сказаний (о Святогоре, Садко, Илье Муромце и пр.), записанных собирателем на протяжении его двухмесячного путешествия по Северу России.
"Атхарваведа - древнеиндийское собрание текстов, датируемое приблизительно началом I тысячелетия до н.э.
В данной антологии приведена примерно одна треть Атхарваведы. Во вступительной статье дана всесторонняя характеристика этого памятника. Краткий комментарий содержит необходимые пояснения реалий, традиционное толкование текстов и отдельные филологические замечания."
В лекции представлена оригинальная модель вселенной. Этические установки не преодолевают Учения прошлого. Но прослушать лекцию будет полезно каждому. Ещё раз поставить самому себе триаду вопросов Хайяма: "Откуда мы пришли, куда свой путь вершим, в чем нашей жизни смысл..."
"Впервые на русском языке предлагается полный перевод священного писания Индии - Самаведы.
Издание снабжено введением в концепцию ведического гимносложения и пения.
Приводится оригинальный текст памятника на санскрите и полная транслитерация всех мантр и гимнов"
"Samaveda — сама — гимн, а Самаведа, вторая из Вед, сборник особых гимнов, поющихся жрецами второго разряда, удхотарами (певцами), во время обрядов жертвоприношения. Подобно всем Ведам, в Самаведе различают три отдела: гимны, агамы, араньяки. Многие гимны Ригведы вошли в состав Самаведы." (Б.Л. Смирнов)
Рисунок Ю.М. Волобуева. Вишну-Нараяну на змее Шеше. Пять фигур внизу - Пандавы; в центре вынимает меч Юдхиштхира, левее (от зрителя) - Бхима, крайний - Арджуна; правее Юдхиштхиры - близнецы Накула и Сахадева и крайняя - жена братьев Пандавов Драупади.
Небольшая работа Л.Н. Рыжкова, в которой он раскрывает образ Мокоти (Мокоши) с лингвистической стороны.
Статья дополнена второй частью.
"Матушка Мокоть!
Напои Землицу – пущай колосится.
Дай тыкве, и брюкве, и свекве, и клюкве.
На льняное поле дай росы поболе.
Ты дождей не прятай – глянь – рушник богатый.
Ты дождя не жалей, не жалей, поля полей»
"Впервые дана картина развития праиндоевропейского общества от его зарождения до образования государств (VII-III тыс. до н.э.) на материалах археологии, истории, лингвистики. Предлагается концепция трех прародин праиндоевропейцев - в Малой Азии, на Балканах и в Центральной Европе (Западная Словакия). Обосновывается создание праиндоевропейцами древнейшей цивилизации на Северных Балканах в V-IV тыс. до н.э. Доказывается появление колесного транспорта у праиндоевропейев, индоариев, протохетов, протогреков. Монография обращена к археологам, лингвистам, историкам, широкому кругу интеллигенции, интересующейся древнейшим прошлым свого народа."
Книга представляет из себя сборник статей Е.Э. Бертельса по суфизму. В книге раскрыта история зарождения суфизма, тонкости терминологии суфийских поэтов, исследуется мировоззрение некоторых суфийских авторов. Одна из редких и лучших книг по данному вопросу!
"В данную книгу вошли три произведения выдающегося советского буддолога академика Ф.И.Щербатского — "Буддийская логика. Введение", "Центральная концепция буддизма и значение термина „дхарма"" и "Концепция буддийской нирваны". Эти работы ранее были изданы на английском языке и теперь впервые публикуются на русском языке."
Небольшая статья в 12 страниц. Как писал Л.Н.Рыжков: "Иногда "рушник" тоже имел календарь, куда втыкалась "заказная" шпилька. Наиболее древние -
пятидённые ("солнечные") календари, где день отмечался точкой." Разбору такого календаря и посвящена статья.
В статье рассматривается русальские праздники у болгар и восточных романцев. Описываются некоторые особенности лечебных обрядов дружин калушариев, исполняемых на эти праздники. Доказывается отличие славянских русальских праздников от латинских розалий.
"В монографии обсуждаются вопросы методологии, позволяющей правильно установить связь между лексическим значением слова и обозначаемым им предметом или понятием на материале текта архаичной культовой поэзии. Анализ ряда семантических полей (дом, место жертвоприношений, дорога, лес, поле, вода, гора, крепость) с помощью комлпексного перехода - грамматика текста, мифология, поэтика памятника - позволяет установить ряд критериев, обусловливающих функционирование синонимов в гимнах, что сильно отличается от ситуации в современных живых языках"
Основная мысль Владимира Соловьева: "... у России нет и не должно быть никакого особого культурного призвания. Назначение русской (и вообще славянской) цивилизации одно: служить почвой для примирения Православия с Папством. Призвание исключительно религиозное: все остальное и безнадежно и неважно. Поэтому всякая попытка резко обособить Россию от Запада в других отношениях: в государственном, экономическом, в научном, философском и эстеттическом, есть попытка не только тщетная, но и прямо вредная, как помеха и задержка на главном пути - религиозного слияния всех христиан во единую Вселенскую Цероквь (и не только всех христиан, но и евреев - ибо "весь Израиль спасется")." (К.Н. Леонтьев). Как это положение Соловьева противоречит утверждению Данилевского о грядущей Славянской цивилизации со всем своим, самобытным! Читайте, интересно!
Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать, Индрик-зверь, всем зверям отец, Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея). На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая, и ворон, всем воронам старший брат. Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень.
Этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925-ом и 1926-ом годах. 171 рисунок в тексте. Описание быта, обычаев, приемов народного ремесла. Книга является библиографической редкостью.
"Книга посвящена русской народной вышивке. В ней рассматривается техника выполнения вышивки, ее сюжеты и семантика орнаментальных мотивов. Автором выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Книга богато иллюстрирована и расчитана на искусствоведов, этнографов, историков, а также на широкий круг читателей"
"Ригведа - рич значит гимн, священное изречение. Ригведа, первая из Вед, есть сборник гимнов и воззваний, произносимых жрецами первого разряда — хотарами — «заклинателями» тех богов, которым совершается жертвоприношение. РВ считается главной Ведой, разделяется на десять книг. Собранные в ней гимны — наиболее ранние памятники религиозно-поэтического творчества арьев, впрочем, наряду с очень древними, здесь есть и более поздние гимны. Многие гимны Ригведы вошли в состав гимнов других Вед."
"Веда - ведение. Название священных книг индийцев, сборников гимнов и обрядовых уставов. В более древние времена насчитывалось 3 Веды: Ригведа, Самаведа и Яджурведа. Каждая Веда предназначалась особому классу жрецов: хотаров, удхатаров и адхварью (в порядке Вед) и делилась на 3 части: сборник гимнов (Самхита), трактатов, объясняющих смысл обрядов и дающих указания, как совершать их (Брахманы), и трактатов, предназначенных для пустынников — Араньяки. Как неразрывная часть, в Араньяку каждой из Вед входило несколько Упанишад, как тайноучение той или иной школы жрецов. Широко обобщая, Веды относят к середине II тысячелетия до н. э., но Атхарваведа была создана гораздо позже, так как Гита не упоминает о ней."
(Б.Л. Смирнов)