Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

НОВОСТИ

Архив новостей

БИБЛИОТЕКА

ОТЗЫВЫ

имя:
пароль:
Вверх

Здравствуйте!

Приветствуем Вас на сайте БоЛеСмир!

Сегодня 26.04.2025.

декабрь
2021

июль
2017

июнь
2017

март
2016

октябрь
2015

май
2015

январь
2014

декабрь
2013

октябрь
2013

декабрь
2012

ноябрь
2012

октябрь
2012

сентябрь
2012

август
2012

июль
2012

июнь
2012

февраль
2012

декабрь
2011

ноябрь
2011

октябрь
2011

сентябрь
2011

август
2011

июль
2011

июнь
2011

май
2011

апрель
2011

март
2011

февраль
2011

январь
2011

декабрь
2010

ноябрь
2010

октябрь
2010

сентябрь
2010

август
2010

июль
2010

июнь
2010

май
2010

апрель
2010

март
2010

февраль
2010

январь
2010

декабрь
2009

ноябрь
2009

октябрь
2009

сентябрь
2009

август
2009

июль
2009

июнь
2009

май
2009

апрель
2009

09.03.2009


"Об этой книге нужно кричать на площадях и проповедовать с крыш. Во-первых потому, что это явление необыкновенное, далеко выходящее из ряда, один из подвигов русского ума, а во-вторых потому, что наша публика забывчива, не внимательна и страдает самым плачевным отсутствием настоящего интереса к науке и мысли.
...
Таким образом перед нами не только полное, но и всестороннее и окончательное опровержение дарвинизма. Эта чисто-отрицательная работа здесь доведена до конца; тому, кто со вниманием прочтет книгу Н. Я. Данилевского, будет совершенно ясно, что собственно дарвинизм не содержит в себе ни зерна истины, не имеет никакой состоятельности. Многим это будет ужасно странно слышать, между тем тут не может быть никакого сомнения." (Н.Н. Страхов)

07.03.2009


"Авеста - священное писание зороастризма, религии, основанной древнеиранским пророком Заратуштрой. Зороастризм был распространен в древности и в раннем средневековье на территории Средней Азии, Азербайджана, Афганистана. Проповеди Заратуштры дошли до нас в том виде, как он произносил их перед своими первыми приверженцами. В сохранившихся до нашего времени текстах, преимущественно мифологического характера, содержатся молитвенные песнопения и гимны зороастрийским божествам."

"Основное содержание Видевдата составляет описание правил поведения и ритуалов очищения для верующего, почему он и называется дословно "Закон против дэвов". Видевдат делится на 22 главы (фрагарда), три первые из них касаются земли как подательницы жизни и жизненных благ и излагают древнеиранские мифы о Земле. В первом из них (фрагард 1) повествуется о создании Ахура-Маздой 16 обитаемых стран и о несчастиях, насланных на них Анхра-Манью. ... Во 2-м фрагарде рассказывается о том, как первый правитель древних иранцев Йима - царь в эпоху "золотого века" - трижды расширял землю для того, чтобы она смогла вместить всех людей и скот." (И.М. Стеблин-Каменский)

07.03.2009


Сборник включает в себя статьи советских индологов, посвященных кастовой системе в Индии.


06.03.2009


Вивекананда в одеянии странствующего монаха

"Вивекананда излагает подлинное индийское учение. Он ученик Рамакришны, одного из самых выдающихся учителей йоги. О Рамакришне и Вивекананде см. т. XIX и XX полного издания Ромена Ролана под ред. Луначарского (Л., 1936)." (Б.Л. Смирнов)
...
"Вивекананда в оригинале даёт санскритский текст сутр (Йога-сутр) Патанджали и делает перевод их на английский, снабжая сутры небольшими комментариями. В русском переводе санскритский текст опущен и даны лишь комментарии Вивекананды и его перевод сутр." (Б.Л. Смирнов о переводе Попова, но это касается и приведённой книги тоже)

06.03.2009


Статья интересна своими этимологическими находками. Автор достаточно подробно рассматривает этимологию терминов вышивания, например: "писать", "строчить", "шить", "чекан", "узор", "украс", "вычур". Некоторые этимологии кажутся спорными, но в целом статья оставляет хорошее послевкусие.

Например, слова "узор", "подзор", "зазор", "взор", "зоркий", "зоря" содержат корень "зор", который соотносится с солнцем, жаром (жар-гар-гор, откуда гарный-гораздый), т.е. светом, лучом, блеском, сиянием, верхом, вышиной. Таким образом "узор" связан с небом, солнцем и класть, шить, писать узоры, - это отображать небо, свет.

Качество сканированных страниц местами оставляет желать лучшего, но разобрать текст можно.

05.03.2009


Статья графа Алексея Александровича Бобринского, посвященная истокам орнаментики, построена на одной оригинальной идее: борьба Птицы со Змеёй, которая, по мнению Бобринского символизирует борьбу Добра (Птица) со Злом (Змея), может быть даже не вселенским злом, как представляли зороастрийцы, а скорее с напастью змей, так мешавших первобытным земледельцам, и благом птиц (аистов), так помогавших пахарям в борьбе с этой напастью. Из изображения Птицы, Бобринский выводит символ свастики. Крест (ромб) в круге с точками – стилизованное изображение птицы сидящей на яйцах, т.е. символ плодородия. Аргументация символа «змея» как зла, напасти в статье проведена очень слабо, и в то же время развитие свастики из изображения птицы, кажется вполне убедительной. В статье есть иллюстрации.

05.03.2009


Различия женского и девичьего костюма: справа - девушка, слева - замужняя женщина.

Исследование в основном касается обряда совершеннолетия девицы у русских, хотя вскользь упоминается существование подобных обрядов и для мальчиков (постриг).

Многие слышали такое выражение: "выскочить замуж", а что стоит за словом "выскочить"? Оказывается, за ним скрывается совершавшийся обряд совершеннолетия девочки-девицы, становящейся невестой, иногда одновременно сопровождаемый сватовством. Девочка-девица должна была соскочить с лавки на обрядовую одежду, перед этим произнеся осознанно формулу (иногда троекратно) "Хочу вскочу, а хочу не вскочу".

04.03.2009


В этом исследовании известный археолог В.А. Городцов, проводит сравнение между изображениями русской народной вышивки и дако-сарматских глиняных (бронзовых, свинцовых) таблеток, находя между ними много общего, например:

- Трёхчастная композиция;
- Изображение "Великой Богини";
- Изображение двух всадников,
сопровождающих "Великую Мать" слева и справа.

"Даки - сильный, но мало известный народ. Их считают родственниками гетам, а гетов - фракийцами; не раз, однако, высказывалось мнение, по которому они были славянами." (В.А. Городцов)

Автор ставит вопрос о дако-сарматских элементах в русском народном искусстве, хотя напрашивается вывод об общеславянских элементах и в дако-сарматском, и в русском народном искусстве.

Очень сильно звучат рассуждения автора о русском народном искусстве:

"Отсюда видно, что шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение, и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание священных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили неугасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы русского севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного русского культа от древнейших времен и до наших дней. Они забыли имена своих символов, так как произносить эти имена уже более тысячи лет строго воспрещалось. Да и зачем им имена - звуковые символы, когда заменяющие их зрительные символы так ясны, так понятны и так полно говорят душе остановившегося в культурном росте поселянина, скрывающегося в дремучих лесах и непроходимых болотах."

03.03.2009


"Книга посвящена особенностям индийского традиционного общества. Три очерка рассказывают о религиях страны с древности до новейшего времени, о сущности касты и теориях происхождения кастовой системы, о жизненном укладе типичной индийской деревни."

02.03.2009


Рогач. XX век, дерево. Гуцульское искусство.


"Братчиной зовётся именно угощение в складчину.
...
О древне-русских братчинах, которые впервые упоминаются в памятниках под 1150 годом, мы знаем очень мало.
...
Вряд ли можно сомневаться в том, что великорусские обрядовые праздники, известные и теперь под названиями: "братчина, мольба, канун, ссыпка, ссыпщина", а также "Никольщина" и т.п. являются именно остатками древних братчин.
...
На земледельческой братчине нет жертвенного животного; обрядовые блюда: пиво (так наз. канун, мирщинка, братчина) и каша." (Д.К. Зеленин)

01.03.2009


Небольшая работа В.В. Стасова, посвящена миниатюрам в заглавных буквах рукописного Евангелия из библиотеки Императорской Академии Наук. Стасов приходит к выводу, что картины, украшающие Евангелие расположены в не случайном порядке и описывают некий языческий обряд, по мнению Стасова, не русского происхождения.

Как известно, Стасов был сторонником теории заимствования русских народных орнаментов, вышивок, а также устного творчества, включая былины, у других народов, т.е. отрицал самобытность русского народного искусства. В этой работе, Стасов делает некоторый отход от этих позиций, признавая, всё же, что в русском народном искусстве (имея в виду прежде всего русский орнамент) может быть сохранен «элемент собственно русский».

февраль
2009

январь
2009

декабрь
2008

ноябрь
2008

октябрь
2008

сентябрь
2008

август
2008

июль
2008

июнь
2008

май
2008

апрель
2008

март
2008

февраль
2008

январь
2008

декабрь
2007

ноябрь
2007

октябрь
2007

Заходов на страницу: 2602
Последний заход: 2025-04-14 15:24:34