 |
|
 |
|
Здравствуйте!
Приветствуем Вас на сайте БоЛеСмир!
Сегодня 26.04.2025.
|
 |
|
|
|
декабрь 2021
|
|
|
|
|
июль 2017
|
|
|
|
|
июнь 2017
|
|
|
|
|
март 2016
|
|
|
|
|
октябрь 2015
|
|
|
|
|
май 2015
|
|
|
|
|
январь 2014
|
|
|
|
|
декабрь 2013
|
|
|
|
|
октябрь 2013
|
|
|
|
|
декабрь 2012
|
|
|
|
|
ноябрь 2012
|
|
|
|
|
октябрь 2012
|
|
|
|
|
сентябрь 2012
|
|
|
|
|
август 2012
|
|
|
|
|
июль 2012
|
|
|
|
|
июнь 2012
|
|
|
|
|
февраль 2012
|
|
|
|
|
декабрь 2011
|
|
|
|
|
ноябрь 2011
|
|
|
|
|
октябрь 2011
|
|
|
|
|
сентябрь 2011
|
|
|
|
|
август 2011
|
|
|
|
|
июль 2011
|
|
|
|
|
июнь 2011
|
|
|
|
|
май 2011
|
|
|
|
|
апрель 2011
|
|
|
|
|
март 2011
|
|
|
|
|
февраль 2011
|
|
|
|
|
январь 2011
|
|
|
|
|
декабрь 2010
|
|
|
|
|
ноябрь 2010
|
|
|
|
|
октябрь 2010
|
|
|
|
|
сентябрь 2010
|
|
|
|
|
август 2010
|
|
|
|
|
июль 2010
|
|
|
|
|
июнь 2010
|
|
|
|
|
май 2010
|
|
|
|
|
апрель 2010
|
|
|
|
|
март 2010
|
|
|
|
|
февраль 2010
|
|
|
|
|
январь 2010
|
|
|
|
|
декабрь 2009
|
|
|
|
|
ноябрь 2009
|
|
|
|
|
октябрь 2009
|
|
|
|
|
сентябрь 2009
|
|
|
|
|
август 2009
|
|
|
|
|
июль 2009
|
|
|
|
|
июнь 2009
|
|
|
|
|
май 2009
|
|
|
|
|
апрель 2009
|
|
|
|
|
09.03.2009
|
|
|
"Об этой книге нужно кричать на площадях и проповедовать с крыш. Во-первых потому, что это явление необыкновенное, далеко выходящее из ряда, один из подвигов русского ума, а во-вторых потому, что наша публика забывчива, не внимательна и страдает самым плачевным отсутствием настоящего интереса к науке и мысли.
...
Таким образом перед нами не только полное, но и всестороннее и окончательное опровержение дарвинизма. Эта чисто-отрицательная работа здесь доведена до конца; тому, кто со вниманием прочтет книгу Н. Я. Данилевского, будет совершенно ясно, что собственно дарвинизм не содержит в себе ни зерна истины, не имеет никакой состоятельности. Многим это будет ужасно странно слышать, между тем тут не может быть никакого сомнения." (Н.Н. Страхов)
|
|
|
|
07.03.2009
|
|
|
"Авеста - священное писание зороастризма, религии, основанной древнеиранским пророком Заратуштрой. Зороастризм был распространен в древности и в раннем средневековье на территории Средней Азии, Азербайджана, Афганистана. Проповеди Заратуштры дошли до нас в том виде, как он произносил их перед своими первыми приверженцами. В сохранившихся до нашего времени текстах, преимущественно мифологического характера, содержатся молитвенные песнопения и гимны зороастрийским божествам."
"Основное содержание Видевдата составляет описание правил поведения и ритуалов очищения для верующего, почему он и называется дословно "Закон против дэвов". Видевдат делится на 22 главы (фрагарда), три первые из них касаются земли как подательницы жизни и жизненных благ и излагают древнеиранские мифы о Земле. В первом из них (фрагард 1) повествуется о создании Ахура-Маздой 16 обитаемых стран и о несчастиях, насланных на них Анхра-Манью. ... Во 2-м фрагарде рассказывается о том, как первый правитель древних иранцев Йима - царь в эпоху "золотого века" - трижды расширял землю для того, чтобы она смогла вместить всех людей и скот." (И.М. Стеблин-Каменский)
|
|
|
|
07.03.2009
|
|
|
Сборник включает в себя статьи советских индологов, посвященных кастовой системе в Индии.
|
|
|
|
06.03.2009
|
|
|
Вивекананда в одеянии странствующего монаха
"Вивекананда излагает подлинное индийское учение. Он ученик Рамакришны, одного из самых выдающихся учителей йоги. О Рамакришне и Вивекананде см. т. XIX и XX полного издания Ромена Ролана под ред. Луначарского (Л., 1936)." (Б.Л. Смирнов)
...
"Вивекананда в оригинале даёт санскритский текст сутр (Йога-сутр) Патанджали и делает перевод их на английский, снабжая сутры небольшими комментариями. В русском переводе санскритский текст опущен и даны лишь комментарии Вивекананды и его перевод сутр." (Б.Л. Смирнов о переводе Попова, но это касается и приведённой книги тоже)
|
|
|
|
06.03.2009
|
|
|
Статья интересна своими этимологическими находками. Автор достаточно подробно рассматривает этимологию терминов вышивания, например: "писать", "строчить", "шить", "чекан", "узор", "украс", "вычур". Некоторые этимологии кажутся спорными, но в целом статья оставляет хорошее послевкусие.
Например, слова "узор", "подзор", "зазор", "взор", "зоркий", "зоря" содержат корень "зор", который соотносится с солнцем, жаром (жар-гар-гор, откуда гарный-гораздый), т.е. светом, лучом, блеском, сиянием, верхом, вышиной. Таким образом "узор" связан с небом, солнцем и класть, шить, писать узоры, - это отображать небо, свет.
Качество сканированных страниц местами оставляет желать лучшего, но разобрать текст можно.
|
|
|
|
05.03.2009
|
|
|
Статья графа Алексея Александровича Бобринского, посвященная истокам орнаментики, построена на одной оригинальной идее: борьба Птицы со Змеёй, которая, по мнению Бобринского символизирует борьбу Добра (Птица) со Злом (Змея), может быть даже не вселенским злом, как представляли зороастрийцы, а скорее с напастью змей, так мешавших первобытным земледельцам, и благом птиц (аистов), так помогавших пахарям в борьбе с этой напастью. Из изображения Птицы, Бобринский выводит символ свастики. Крест (ромб) в круге с точками – стилизованное изображение птицы сидящей на яйцах, т.е. символ плодородия. Аргументация символа «змея» как зла, напасти в статье проведена очень слабо, и в то же время развитие свастики из изображения птицы, кажется вполне убедительной. В статье есть иллюстрации. |
|
|
|
05.03.2009
|
|
|
Различия женского и девичьего костюма: справа - девушка, слева - замужняя женщина.
Исследование в основном касается обряда совершеннолетия девицы у русских, хотя вскользь упоминается существование подобных обрядов и для мальчиков (постриг).
Многие слышали такое выражение: "выскочить замуж", а что стоит за словом "выскочить"? Оказывается, за ним скрывается совершавшийся обряд совершеннолетия девочки-девицы, становящейся невестой, иногда одновременно сопровождаемый сватовством. Девочка-девица должна была соскочить с лавки на обрядовую одежду, перед этим произнеся осознанно формулу (иногда троекратно) "Хочу вскочу, а хочу не вскочу".
|
|
|
|
04.03.2009
|
|
|
В этом исследовании известный археолог В.А. Городцов, проводит сравнение между изображениями русской народной вышивки и дако-сарматских глиняных (бронзовых, свинцовых) таблеток, находя между ними много общего, например:
- Трёхчастная композиция;
- Изображение "Великой Богини";
- Изображение двух всадников, сопровождающих "Великую Мать" слева и справа.
"Даки - сильный, но мало известный народ. Их считают родственниками гетам, а гетов - фракийцами; не раз, однако, высказывалось мнение, по которому они были славянами." (В.А. Городцов)
Автор ставит вопрос о дако-сарматских элементах в русском народном искусстве, хотя напрашивается вывод об общеславянских элементах и в дако-сарматском, и в русском народном искусстве.
Очень сильно звучат рассуждения автора о русском народном искусстве:
"Отсюда видно, что шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение, и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание священных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили неугасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы русского севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного русского культа от древнейших времен и до наших дней. Они забыли имена своих символов, так как произносить эти имена уже более тысячи лет строго воспрещалось. Да и зачем им имена - звуковые символы, когда заменяющие их зрительные символы так ясны, так понятны и так полно говорят душе остановившегося в культурном росте поселянина, скрывающегося в дремучих лесах и непроходимых болотах."
|
|
|
|
03.03.2009
|
|
|
"Книга посвящена особенностям индийского традиционного общества. Три очерка рассказывают о религиях страны с древности до новейшего времени, о сущности касты и теориях происхождения кастовой системы, о жизненном укладе типичной индийской деревни."
|
|
|
|
02.03.2009
|
|
|
Рогач. XX век, дерево. Гуцульское искусство.
"Братчиной зовётся именно угощение в складчину.
...
О древне-русских братчинах, которые впервые упоминаются в памятниках под 1150 годом, мы знаем очень мало.
...
Вряд ли можно сомневаться в том, что великорусские обрядовые праздники, известные и теперь под названиями: "братчина, мольба, канун, ссыпка, ссыпщина", а также "Никольщина" и т.п. являются именно остатками древних братчин.
...
На земледельческой братчине нет жертвенного животного; обрядовые блюда: пиво (так наз. канун, мирщинка, братчина) и каша." (Д.К. Зеленин)
|
|
|
|
01.03.2009
|
|
|
Небольшая работа В.В. Стасова, посвящена миниатюрам в заглавных буквах рукописного Евангелия из библиотеки Императорской Академии Наук. Стасов приходит к выводу, что картины, украшающие Евангелие расположены в не случайном порядке и описывают некий языческий обряд, по мнению Стасова, не русского происхождения.
Как известно, Стасов был сторонником теории заимствования русских народных орнаментов, вышивок, а также устного творчества, включая былины, у других народов, т.е. отрицал самобытность русского народного искусства. В этой работе, Стасов делает некоторый отход от этих позиций, признавая, всё же, что в русском народном искусстве (имея в виду прежде всего русский орнамент) может быть сохранен «элемент собственно русский».
|
|
|
|
|
февраль 2009
|
|
|
|
|
январь 2009
|
|
|
|
|
декабрь 2008
|
|
|
|
|
ноябрь 2008
|
|
|
|
|
октябрь 2008
|
|
|
|
|
сентябрь 2008
|
|
|
|
|
август 2008
|
|
|
|
|
июль 2008
|
|
|
|
|
июнь 2008
|
|
|
|
|
май 2008
|
|
|
|
|
апрель 2008
|
|
|
|
|
март 2008
|
|
|
|
|
февраль 2008
|
|
|
|
|
январь 2008
|
|
|
|
|
декабрь 2007
|
|
|
|
|
ноябрь 2007
|
|
|
|
|
октябрь 2007
|
|
|
|
|
 |