Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

НОВОСТИ

Архив новостей

БИБЛИОТЕКА

ОТЗЫВЫ

имя:
пароль:
Вверх

Здравствуйте!

Приветствуем Вас на сайте БоЛеСмир!

Сегодня 24.05.2018.

февраль
2018

июль
2017

март
2016

октябрь
2015

май
2015

январь
2014

декабрь
2013

октябрь
2013

декабрь
2012

ноябрь
2012

октябрь
2012

сентябрь
2012

август
2012

июль
2012

июнь
2012

февраль
2012

декабрь
2011

ноябрь
2011

октябрь
2011

сентябрь
2011

август
2011

июль
2011

июнь
2011

май
2011

апрель
2011

март
2011

февраль
2011

январь
2011

декабрь
2010

ноябрь
2010

октябрь
2010

сентябрь
2010

август
2010

июль
2010

июнь
2010

май
2010

апрель
2010

март
2010

февраль
2010

январь
2010

декабрь
2009

ноябрь
2009

октябрь
2009

сентябрь
2009

август
2009

29.07.2009


"(Sankhya) — рассуждение, обсуждение «за» и «против», диалектика, спор умственный и физический; битва. Так называется древнейшая школа философии, одна из шести школ, признанных ортодоксальными. Принято различать три периода С.: «эпический», с намечающимся дуализмом, но сохранившим ещё, хотя и относительно, монизм Упанишад; «классический», памятником которого является Санкхья-карика (I в. до или после н. э.), — выражено дуалистическое учение, признающее множество пуруш (атманов, монад) и пракрити, и не признающая бога атеистическая С. (niriсvarasankhya); и поздний средневековый период (около XVI в.), относительно-монистическое и теистическое учение." (Б.Л. Смирнов. Выпуск II, "Бхагавадгита", часть II, Санскритский текст, симфонический словарь академика АН ТССР Б.Л. Смирнова. Ашхабад, "Ылым", 1962г.)

Лунный свет Санкхьи. Санкхья-карика (Ишваракришна), Санкхья-карика-бхашья (Гаудапада), Таттва-каумуди (Вачаспати Мишра) - Исследование, перевод, комментарий, словарь собственных имен и реалий В.К. Шохина

Сутры философии санкхьи. Таттва-самаса, Крама-дипика; Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти - Исследование, перевод с санскрита, комментарий, словарь мифологических имен, топонимов и реалий В.К. Шохина

"Die Samkhya-Philosophie / Философия санкхьи" - Richard Garbe (на немецком языке) (1894г.)

Смотрите также:

"Санкхья и Йога" - Б.Л. Смирнов

"Введение к Анугите" - Б.Л. Смирнов

24.07.2009


"(Brahmasutra) — буквально «нить Брахмо» — философский высокоавторитетный памятник, конспективно излагающий суть учения Упанишад. Авторство Б. приписывается Бадараяне. Памятник относится, по-видимому, к IV—III вв. до н. э. Неоднократно комментировался ведущими индийскими философами. Наиболее известны комментарии Шанкары Ачарьи (VIII в. н. э.) и Рамануджи (XI в. н. э.)." (Б.Л. Смирнов)

"1. Это тело, Каунтея, именуется Полем;
Того, кто его познаёт, Познающим Поле
мудрые называют.

2. Знай Меня, как Познавшего Поле во всех Полях,
Бхарата;
Знание Поля и Познавшего Поле - мудрость,
Я так полагаю.

3. Каково это Поле, какого рода, откуда оно, каковы
его измененья,
Кто Он, какова Его сила -
от Меня услышь вкратце.

4. Риши в различных гимнах многократно
воспевали это,
Особенно обстоятельно в доказательных
стихах Брахмасутры;"
(Бхагавадгита. XIII)

24.07.2009

23.07.2009


Перевод с санскрита на русский первых двух (из семи) книг Рамаяны Вальмики.

"«Рамаяна» рассказывает, как царевич Рама — воплощение бога Вишну, родившегося на земле ради уничтожения врага богов и людей демона-ракшасы Раваны, — женится на прекрасной царевне Сите, превзойдя в силе всех других соискателей ее руки; как затем из-за происков Кайкейи, младшей жены своего отца Дашаратхи, он уходит с Ситой и братом Лакшманой на четырнадцать лет в лесное изгнание; как в лесу Ситу похищает Равана и уносит ее по воздуху в свое царство на остров Ланку; как в поисках Ситы Рама вступает в союз с царем обезьян Сугривой и обезьяны во главе с мудрым и могучим советником царя Хануманом находят Ситу; как Рама, переправившись через океан, вступает со своим войском в битву с ракшасами, убивает Равану и воссоединяется с Ситой."

«...Рама превратился в философскую абстракцию, в образ Абсолютного Духа, Абсолютной Реальности, а Сита - в символ индивидуальной души.

Поражает полное совпадение схемы "Повести о Раме" со схемой "Руслана и Людмилы" Пушкина (колдун похищает жену, муж отыскивает колдуна, сражается с ним и возвращает жену). Представляло бы большой литературоведческий интерес выяснить, какими путями дошла до Пушкина эта схема.» (Б.Л. Смирнов, Махабхарата. вып. III. "Горец").

23.07.2009


«Печь облицованная красными изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о крылатой коннице, о легендарном царе древних Александре Македонском, о штурме града, о семиглавом драконе и чадолюбивом пеликане, кормящем птенцов собственным мясом. Позднее эти сюжеты перекочевали в рельефные изразцы с зеленой поливой». (Ю.С. Меленьтев)

22.07.2009


"Брахмана - каноническое писание, касающееся главным образом обрядности, ритуала. Брахманы — после Вед наиболее древний памятник индийской культуры, написанный прозой и более архаическим языком, нежели эпический санскрит. Существует несколько Брахман, из них наиболее крупная и авторитетная “Брахмана ста путей” — Шатапатха-брахмана..." (Б.Л. Смирнов)

"В книге представлен перевод первой и фрагмента десятой книги "Шатапатха-брахманы" - важнейшего памятника древнеиндийской религиозной мысли конца ведийского периода (ок. VIв. до н.э.). Вступительная статья содержит общий очерк развития брахманической прозы от литургических самхит к брахманам и далее к старшим упанишадам. В примечаниях обсуждаются текстологические вопросы и приводятся дополнительные сведения, необходимые для прояснения логики развертывания текста."

22.07.2009


"«Законы Ману» — наиболее важный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традицией считается установлением Ману, мифического прародителя людей. ... Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нем наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборник составлен около начала нашей эры. В нем наряду с нормами обычного права излагаются космогония, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания и т. д."

21.07.2009


"Писанка ж. южн. расписанное разными красками в узор пасхальное яйцо..." (Словарь Даля)
"Писанка, расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла, в обряд празднования христианской пасхи." (БСЭ).

20.07.2009


"В сборник вошли лучшие произведения древнерусской литературы, посвященной героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков."

Содержание: Походы Святослава, Слово о полку Игореве, Летописные повести о монголо-татарском нашествии, Повесть о разорении Рязани Батыем, Слово о погибели Русской земли, Повесть о житии Александра Невского, Сказание о Довмонте, Рукописание Магнуша, Повесть о побоище на реке Пьяне, Повесть о битве на реке Воже, Задонщина, Пространная летописная повесть о Куликовской битве, Сказание о Мамаевом побоище, Повесть о нашествии Тохтамыша, Повесть о стоянии на Угре, Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков, Сказание Авраамия Палицына, Повесть об азовском осадном сидении донских казаков.

19.07.2009


Добавлена памятная заметка Юрия Петровича Бартенева, ученика Николая Федоровича Федорова. Также в фотоархив добавлена фотография Николая Федоровича Федорова на смертном одре.

19.07.2009


"Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879, Сысертский заводской округ Екатеринбургского уезда Пермской губернии — 3 декабря 1950, Москва) — русский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов." (Википедия)

Содержание: МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА, МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА, КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК, ГОРНЫЙ МАСТЕР, ХРУПКАЯ ВЕТОЧКА, ЖЕЛЕЗКОВЫ ПОКРЫШКИ, ДВЕ ЯЩЕРКИ, ПРИКАЗЧИКОВЫ ПОДОШВЫ, СОЧНЕВЫ КАМЕШКИ, ТРАВЯНАЯ ЗАПАДЕНКА, ТАЮТКИНО ЗЕРКАЛЬЦЕ, КОШАЧЬИ УШИ, ПРО ВЕЛИКОГО ПОЛОЗА, ЖАБРЕЕВ ХОДОК, ЗОЛОТЫЕ ДАЙКИ, ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА, ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА, СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ, СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ, ЕРМАКОВЫ ЛЕБЕДИ, ЗОЛОТОЙ ВОЛОС, ДОРОГОЕ ИМЯЧКО.

19.07.2009


«Народные русские сказки раскрывают пред нами обширный мир. Поверья и предания, встречаемые в них, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен; олицетворенные стихии. Вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы – все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою чудесного.» (А.А. Афанасьев)

19.07.2009


Работа Юрия Ивановича Венелина, начиная с этимологических размышлений о слове боярин широко обращается к истории славянских государств Восточной Европы. Юрий Иванович Венелин ставит парадоксальный вопрос: "Почему славянская Европа 14-16 вв., в общественном устройстве, опередила Западную Европу на несколько столетий?". Ответ на этот вопрос он видит в системе боярства, как принципа "единоначалия". Западная Европа, в противовес этому принципу, долгое время имела систему двоевластия - власть светскую и духовную, которые соперничали друг с другом. Работа, к сожалению, не закончена.

14.07.2009


Дополнен фотоархив "Славянские лица". Собрано из разных книг, сайтов около 250 фотографий славянской старины, быта и людей.

Некоторые фотографии большого размера. Имейте это в виду, когда будете кликать мышью по фотографии.

11.07.2009


Выложены избранные статьи из материалов международной научной конференции, посвященной 110-й годовщине со дня рождения Академика Б.Л. Смирнова, 2001г. Ашхабад.

"Материалы настоящей конференции посвящены памяти выдающегося учёного с мировым именем, академика, члена Союза писателей, заслуженного деятеля науки Туркменистана Бориса Леонидовича Смирнова, чьё имя ещё при жизни стало легендой.

Вся сознательная жизнь этого удивительного человека – яркий пример беззаветного служения науке, это научный подвиг в самом высоком значении этого слова." (Редактор сборника, кандидат исторических наук Л. Е. Скляров)

11.07.2009


Женщина в праздничном костюме. Рязанская губ. Головной убор - "сорока" с рогатой "кичкой", с "пушками". Фото 1900-х гг.

"... возникновение и развитие существующих доныне форм восточнославянских женских головных уборов объясняется тремя различными факторами. Первое — фактор биологический — необходимость перевязать длинные волосы веревкой (такую веревку мы считаем прототипом всех девичьих уборов и, быть может, также женской кибалки) и необходимость обвязать причёску сеточкой (откуда повойники-очипки). Второй фактор — магический: головной убор должен служить оберегом матери (и вместе её ребенка) от нечистой силы и злого глаза; таковы все рогатые уборы; такова, быть может, сорока, поскольку в ней можно видеть сближение с птицей сорокой. В кокошнике идея оберега заменилась магическим символом плодородия: в этом великорусском уборе бесспорна идея сближения с обычным символом женской плодовитости — с курицей; вполне аналогичный символ плодородия мы имеем в украшении разных женских уборов «шишками» (рис. 35), похожими на «шишки» украинского свадебного коровая и, в дальнейшем, на плоды-семена сосны."
(Зеленин Д.К.)

02.07.2009


"Отечественный читатель впервые знакомится с переводом знаменитой книги известного индийского ученого Б. Г. Тилака (1856—1920), в которой он утверждает, анализируя древнейшие памятники литературы, Веды и Авесту, что прародина арьев существовала в арктическом регионе, а последнее оледенение вытеснило арийские расы с севера на земли Европы. Индийский ученый увидел в древних текстах точное отражение не только исторических, астрономических, но и геофизических реалий, связанных с Заполярьем."

июнь
2009

май
2009

апрель
2009

март
2009

февраль
2009

январь
2009

декабрь
2008

ноябрь
2008

октябрь
2008

сентябрь
2008

август
2008

июль
2008

июнь
2008

май
2008

апрель
2008

март
2008

февраль
2008

январь
2008

декабрь
2007

ноябрь
2007

октябрь
2007

Заходов на страницу: 3168
Последний заход: 2018-05-19 09:24:26