Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Федоров Н.Ф.

Неделя о Лазаре

Статьи религиозного содержания
из II тома «Философии общего дела»
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Описание
Отзывы

из II тома "Философии общего дела"

Вера, дело и молитва
Религия - культ предков и воскрешение
Еврейская суббота и христианское воскресенье
О православии и символе веры
Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма
Смысл Евангелия от Иоанна и Евангелия вообще
Молитва о всеобщем спасении
Рай или ад? Или чистилище?
Об условности пророчеств о кончине мира
Искушение по вопросу о смертной казни
Регуляция метеорическая, как исполнение молитвы "Хлеб наш (т. е., трудом приобретенный) даждь нам (т. е., всем) днесь"
Обыденное разрушение Храма; самого великого, самого святого Храма, Храма живого

Неделя о Лазаре

Вифания
В чем состоит наша "Мессиада"?
"Великая кончина" Будды и великий пяток
Гениальный разбойник
Сотник в Капернауме и при кресте
О Ренане
"Человек есть существо погребающее"
Православный погребальный обряд и его смысл
О церковно-народном творчестве, а "по-ученому" - о "местных выдумках"
К вопросу о праздновании дня Пресв. Троицы
О секуляризации как профанации
Для чего нужен календарь?
Дочь человеческая как примирительница
Порабощение творца творению в новейшем протестантизме
В оправдание...
Приговор и несколько слов в оправдание

из III тома «Философии общего дела»

XIX-ти вековой юбилей Рождества Христа - примирителя, собирателя, объединителя
Что значит поклонение младенцу?
Три дара указывают на Христа как на воскресителя
Роспись храма над могилами
Христос - мученик долга воскрешения, за исполнение этого долга пострадавший
Согласно с Церковью
Как нужно читать Евангелие?
За исключением Евангелия Никодима
По смыслу Нагорной проповеди
[Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения
Еще, паки и паки о молитве
Символ веры, согласно заповеди собирания
Вера только тогда примирится со Знанием
Дело Воскрешения, призыв к нему
Внехрамовая литургия и внехрамовая Пасха
Переход от города к селу
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию
Протестантизм есть отрицательная религия
Заметки по поводу письма Ю. Самарина к баронессе Раден
О первом нравственном соборе в Берлине
Для истинного христианства
По поводу речи Анатолия А. Спасского...
Мысли о философии религии
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан
Три ужаса
В нынешнюю Пасху редакция "Московского Листка"
Отправка послов для отыскания обряда
Упрек Православию
Великое значение внешности, внешнего выражения,...
Церковное распределение чтений
Все двенадцать Евангелий
Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка
Пасха как решение вопроса о ценности жизни
Какое участие должна принимать церковь и как должна приготовлять народ к коронационному акту?
Религиозно-этический календарь
О празднике и службе Троице, что было бы завершением богослужебного устава
Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)

Комментарии

из II тома "Философии общего дела"
из III тома "Философии общего дела"
Вверх


Неделя о Лазаре

"Пока будет смерть, будет и бедность; пока будет недостаток, будет и излишек, и оба - недостаток и излишек - будут вести к смерти".

Последняя, шестая седьмица Великого Покаяния (Поста), покаяния родового, общего, совокупного, начинается (под видом притчи о богаче и ЛазареЗ6) вопросом о богатстве и бедности, то есть, вопросом общественным (социальным), а оканчивается превращением субботы в воскрешение Лазаря, но не как богатого или бедного, а как смертного вообще, то есть, разрешением вопроса о природном, естественном пауперизме, а с другой точки зрения - превращением язычества и иудейства в христианство. Вопрос частно-сословный, вопрос экономического и гражданского благоустройства таким образом превращается в вопрос общий для всех людей без исключения, во всечеловеческий вопрос о смерти и жизни. Какая же связь между общественным (сословным) вопросом о богатстве и скудости и общим вопросом о смертности?

Был богатый, живший роскошно; был и бедный, терпевший нужду; и умерли тот и другой, говорит притча. Для первого, очевидно, был так же губителен избыток, как для второго недостаток. Следовательно, дело заключается не в бедности, из коей светская, языческая наука делает самый важный вопрос общественной жизни, царства земного, - и не в богатстве, не в излишестве, в котором религия видит препятствие ко входу в Царствие Божие, долженствующее заменить "закон и пророков", как об этом говорится перед притчею о богаче и Лазаре (Лук. XVI, 16). Ни добровольный отказ от богатства со стороны богатых, ни еще менее насильственное отнятие его со стороны бедных не решают вопроса; ибо существует нищета естественная - смертность, зависимость от слепой, смертоносной силы природы. И щедрость, и скупость, от ее исходящие, одинаково вредны, болезнетворны и смертоносны. Таковы естественные бедность и богатство. Бедность же и богатство искусственные имеют значение лишь силы разъединяющей, значение препятствия к соединению живущих для обращения силы смертоносной в живоносную, воскрешающую.

Притча не оканчивается смертью Лазаря и богатого, ибо она имеет целью раскрыть не только причину разъединения, но и его последствия* и призвать к объединению. "Умер Лазарь…" Не сказано - был ли он похоронен, подобно богатому; но сказано, что был он отнесен ангелами на лоно Авраамово, тогда как о богатом не упомянуто, что был он отнесен ангелами в ад ("sepultus est in inferno"), что ад стал его могилою, хотя уже оттуда увидал он Лазаря, возлежащего с Авраамом, и оттуда, из ада, с воплем молил о милосердии. На просьбу богача отвечает Авраам, а Лазарь молчит, не присоединяет своей мольбы к мольбе богача. Это одно уже указывает, что жизнь загробная не представляется идеальною, образцовою. А между тем мучения бывшего богача в той жизни, по притче, далеко превосходят страдания Лазаря в этой жизни; а следовательно, и жестокосердие Лазаря там превосходит бессердечие богачей здешней жизни. Если в нашем грешном мире хотя немногие крупицы от богачей доходят до бедняков, то в "другом" мире от Лазарей до бывших богачей не доходит и одной капли студеной воды**. Такая "правда", согласная с правдою "закона и пророков", с системою спасения врозь, в одиночку, не согласна с наступающею правдою Царства Божия (ст. 16)37. Сия последняя не может быть равнодушною к спасению пяти братьев, а желает своею притчею спасти и шестого, пробуждая в нем, как и во всех, предусмотрительность. Радость о спасении последнего будет даже большая, чем о спасении пяти. Притча употребляет три стиха (19-21; 22 й составляет переход к дальнейшему) для описания отношения богатого к Лазарю, чтобы вызвать сострадание к сему последнему, и в трижды трех стихах (23-31) описывает отношение бывшего богача к Лазарю и к отцу их, Аврааму, желая, конечно, вызвать сострадание к первому. В этих девяти стихах изображается мир будущего по "закону и пророкам", мир, который должен быть заменен Царством Божиим. Церковная служба 6 й Седьмицы притчею о богаче и Лазаре представляет людей в их внешнем различии, а в воскрешенном Лазаре представляет в том, в чем они все сходны, - в их смертности38. "Отсель", говорится в синаксаре, читаемом в Лазареве Воскресенье, "всяк человек, ныне умерый, Лазарь глаголется, и гробная одежда лазарома нарицается"39. Вся седьмица посвящена этому Лазарю, и нет никакого, кому он был бы чужд, ибо, как смертный, он "свой" каждому смертному. В 1 й день этой седьмицы слышим, что тот, кого мы любим, болен; во 2 й, что он не только болен, но и умер; в среду - его погребение; в четверг он двоеденствует, то есть, уже два дня его разрушает слепая, бездушная сила40… Чем более мы будем сознавать то, что есть у нас общего с болящими и умирающими, и чем более будем стараться проникнуть в существо этой разрушительной силы, то есть, входить в наше настоящее дело, тем более внешние отличия между людьми будут сглаживаться, уничтожаться: виссон правратится в траур и пир в поминальную трапезу.

Впрочем 6 я Неделя не получила выдающегося значения: не вошло в обычай посещать непременно службы этой седьмицы, хотя это необходимо для более глубокого усвоения христианства. Самый смысл притчи, коей посвящена 6 я седьмица, был обужен и принижен толкователями. В богаче, по мнению некоторых толкователей, наказывается расточительность, хотя из самой притчи не видно, выше или ниже своих средств или же сообразно с ними жил богач. Таким образом, по этим изъяснителям притчи, смысл ее - в заботе о том, чтобы богачи не обеднели! Некоторые из толкователей вообще не хотят признать в этом рассказе притчу, хотя он имеет все свойства этого рода произведений. Царство Авраама это, будто бы - "тень, идущая впереди истины", впереди Царствия Божия: так понимает притчу Иероним41. Но мы оказались бы неспособными отличить миф от притчи, если бы отождествили царство Авраама с Царством Божиим… Тренч, архиепископ дублинский42, толкуя притчу, усматривает в просьбе богача к Аврааму (послать Лазаря в дом его отца, чтобы спасти братьев от участи, которой он сам подвергся) новое с его стороны преступление: обвинение Бога. Православная же Церковь, соединяя на одной и той же седьмице и воспоминание притчи о богатом и Лазаре, и воспоминание о болезни, смерти и воскрешении Лазаря, признает, по-видимому, что то, в чем отказал Авраам богатому, то самое исполнил Христос, воскрешая Лазаря. И если последствием воскрешения была смерть Самого Воскресителя, то есть, оправдались слова Авраама, то дальнейшим следствием было обращение всего мира к Воскресителю Лазаря.

В Среду, когда вспоминается смерть Лазаря, было бы очень уместно чтение первой половины притчи, той притчи, которая проникла всюду, где было проповедано Евангелие, которая вызвала богатых на построение лазаретов, а у бедных создала, так сказать, целую школу поэтов, "калик-перехожих". Для сих последних духовный стих о двух Лазарях43 есть изображение их самих в отношении к богатым. Это - небольшая по объему, но глубокая по смыслу поэма о разрушении братства и о его восстановлении. Духовный стих не отказывает в имени богатому, даже дает ему одинаковое с бедным имя. Евангельская притча, называя по имени только бедного, наносит сильный удар гордости богачей. Удивительная книга, которая безвестных нищих величает по имени, а об именитых богачах выражается: "какой-то", эта книга не могла не обратить на себя внимания, и едва ли не все проповедники, пользовавшиеся притчей, отметили эту черту. Замеченная богатыми, эта черта не была однако замечена бедными, - что делает им великую честь. Сердцеведец, произнесший эту притчу, очевидно, знал, что она смирит богатых, но не сделает гордыми бедных.

В духовном стихе о двух братьях Лазарях мы видим влияние евангельской притчи на бедных, на простой народ, и должны признать, что никто столь глубоко не понял притчи, как эти нищие, нищие не в материальном лишь смысле, но и нищие духом. Духовный стих делает богача и бедняка родными братьями: одна мать их породила, один отец вскормил, и даже одно и то же имя наречено им было - Лазаря, то есть, смертного. Но долю им послал Бог разную: одному - клюка да сума, а другому, младшему, богатства тьма. Духовный стих, делая богача и бедняка братьями, показывает разрушительное действие богатства на родство. Богач не только не признает бедняка братом, но даже называет его братьями псов. Псы, натравленные богачом, оказываются однако друзьями бедняка: они питают его, принося крохи, падающие со стола богача; они врачуют раны нищего, зализывая их, то есть, делая для него то самое, что делают для себя, - любят его, как самих себя. Псы дают богачу урок братства, урок, которому он однако не внемлет. И вот, когда рождение, происхождение от одних и тех же родителей и другие уроки братства оказываются бессильными, тогда приходит смерть, как неопровержимое, хотя и отрицательное доказательство братства, единства и равенства перед безжалостною природою и вместе как наказание за небратство. По некоторым изводам "Стиха", богатый Лазарь, наконец, убеждается и признает бедного Лазаря своим братом. Так, по крайней мере, думают те, через которых передаются духовные стихи, как это видно из № 20 го Бессоновского Сборника (I, 115)44, так, что, по этому изводу, наказания за небратство настоящей жизни усиленным небратством жизни будущей нет или почти нет. По другим же изводам, в которых оно есть, бедный Лазарь говорит, что он готов не только мизинцем, омоченным в студеную влагу, облегчить страдания богатого Лазаря, но даже и совсем извлечь его из ада, только тут - не его воля! Припомним еще, что, по одному апокрифу, Авраам перенесен был на небо и оттуда увидел беззакония людей45. Бог позволил ему произнести суд над грешниками, и вот Авраам начал судить: на одних грешников он низвел огонь с неба; других повелел земле поглотить; третьи, по его приказанию, были пожраны дикими зверями. Авраам судил так строго, что Бог повелел Архангелу Михаилу поскорее возвратить его на землю, как еще не постигшего высшего закона милосердия, в противоположность бедняку Лазарю русского народного духовного стиха.

Поучительно и другое идейное добавление, сюда же относящееся. Смерть богача с особенною, дикою энергией воспроизведена в византийской иконописи (см. у Дидрона4б); то, о чем умолчало Евангелие, то договорила живопись: архангел Михаил, в присутствии двух дьяволов, попирает ногою грудь богача, распростертого на ложе, и как бы выдавливает из него душу. Душа выходит в виде малютки, со скрещенными ручками, моля о пощаде; но неумолимый архангел хватает душу одною рукою и поражает ее мечом. Не нужно забывать, что в этой иконе изображается не Царство Божие, а мир "по закону и пророкам", Царство праотца еврейского народа, Авраама; и если первая часть притчи может быть названа притчею о немилосердном богаче, то вторая заслуживает названия притчи о суровом праотце; в этом изображении архангел напоминает слова еврейского псалма: "блажен, иже имет и разбиет младенцы о камень!"47 Сын же Человеческий заменил сурового праотца любвеобильным Отцом.

  • * Необходимым следствием разъединения является господство "Закона и пророков", а не Царство Божие.
  • ** Если в 21-м стихе в некоторых рукописях читается: Nemo illi dabat…", то есть, что и крошек не получил убогий Лазарь, то и томимый жаждою бывший богач не получил ни капли воды!

Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Заходов на страницу: 4873
Последний заход: 2019-02-15 15:07:06