|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В чем состоит наша "Мессиада"? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из III тома «Философии общего дела» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В чем состоит наша "Мессиада"?
Воскрешение Лазаря - чудо дружелюбия*, высокий подвиг самоотверженной любви и мужества, ибо возвратить жизнь Лазарю мог только Положивший собственную жизнь "за други своя". Явную, очевидную опасность, которой Христос подвергался из дружбы к Лазарю, Он Сам, конечно, знал; ее хорошо понимали и ученики Его. Воскрешение совершено было как раз тогда, когда власть была в руках саддукеев, первым догматом коих было отрицание воскресения; самый ревностный из отрицателей занимал пост не только первосвященника, но и председателя синедриона.
Во всей жизни Христа не было более важного события, как воскрешение Лазаря. Это было торжественное объявление Себя Мессиею, делом и словом. Приступая к свершению дела, он произнес: "Я Воскресение и Жизнь!" "Воскреситель" есть, следовательно, истинное Его имя. Но подобно тому, как звание "Сына Человеческого" было заменено неопределенным словом "человек", так и имя "Воскреситель" было заменено столь же или даже еще более неопределенным именем "Спаситель". По той же причине слово "Лазарь" не стало общим обозначением всех умерших, а слово "лазарет" не сделалось названием всех кладбищ, и не все храмы кладбищенские освящены во имя Христа Воскресителя и во имя Лазаря Воскрешенного. Между тем, в строгом смысле, именно кладбищенские-то храмы и суть истинные храмы, тогда как все остальные - как бы их заместители, подобно тому как и антиминсы58 ("вместостолия") суть заместители гробов, этих истинных столов поминальной трапезы для живущих, связанных любовью с умершими.
Роспись храмов внекладбищенских, при Музеях неполных, хранящих останки не всех людей без исключения (тогда как полными музеями могут быть только кладбища, превращенные в музеи), должна отличаться от росписи храмов кладбищенских. В росписи храмов внекладбищенских должно бы быть изображено лишь движение к селам, к праху предков, к кладбищам, как исполнение первосвященнической молитвы59. Роспись же кладбищенских храмов должна изображать именно воскрешение Лазаря в истинном, полном смысле. Это изображение должно показать, что и сама крестная казнь, и смерть Христа были лишь бессильным мщением врагов воскрешения и врагов Воскресителя. Ибо Христос воскрес для воскрешения всех Лазарей, всех умерших, и даже врагов Своих, как бы Своих друзей, так что воскрешение Лазаря есть завершение всей предшествующей жизни Христа, равно как и всей прошлой жизни человечества, бывшей приготовлением к жизни Христовой, тогда как вся будущая жизнь рода человеческого должна быть продолжением воскрешения Лазаря, то есть, воскрешением всеобщим.
- * Должны ли мы однако представлять себе отношения Христа и Лазаря друг к другу как единственный пример? - Конечно, нет! друзья-двойни предстают перед нами в лице Кирилла и Мефодия, Бориса и Глеба и иных.
|