Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Федоров Н.Ф.

О Ренане

Статьи религиозного содержания
из II тома «Философии общего дела»
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Описание
Отзывы

из II тома "Философии общего дела"

Вера, дело и молитва
Религия - культ предков и воскрешение
Еврейская суббота и христианское воскресенье
О православии и символе веры
Православие в его отличии от эгоизма и альтруизма
Смысл Евангелия от Иоанна и Евангелия вообще
Молитва о всеобщем спасении
Рай или ад? Или чистилище?
Об условности пророчеств о кончине мира
Искушение по вопросу о смертной казни
Регуляция метеорическая, как исполнение молитвы "Хлеб наш (т. е., трудом приобретенный) даждь нам (т. е., всем) днесь"
Обыденное разрушение Храма; самого великого, самого святого Храма, Храма живого
Неделя о Лазаре
Вифания
В чем состоит наша "Мессиада"?
"Великая кончина" Будды и великий пяток
Гениальный разбойник
Сотник в Капернауме и при кресте

О Ренане

"Человек есть существо погребающее"
Православный погребальный обряд и его смысл
О церковно-народном творчестве, а "по-ученому" - о "местных выдумках"
К вопросу о праздновании дня Пресв. Троицы
О секуляризации как профанации
Для чего нужен календарь?
Дочь человеческая как примирительница
Порабощение творца творению в новейшем протестантизме
В оправдание...
Приговор и несколько слов в оправдание

из III тома «Философии общего дела»

XIX-ти вековой юбилей Рождества Христа - примирителя, собирателя, объединителя
Что значит поклонение младенцу?
Три дара указывают на Христа как на воскресителя
Роспись храма над могилами
Христос - мученик долга воскрешения, за исполнение этого долга пострадавший
Согласно с Церковью
Как нужно читать Евангелие?
За исключением Евангелия Никодима
По смыслу Нагорной проповеди
[Заповедь "Шедше, научите" - божест]венного происхождения
Еще, паки и паки о молитве
Символ веры, согласно заповеди собирания
Вера только тогда примирится со Знанием
Дело Воскрешения, призыв к нему
Внехрамовая литургия и внехрамовая Пасха
Переход от города к селу
Выражение, принадлежащее, кажется, Епифанию
Протестантизм есть отрицательная религия
Заметки по поводу письма Ю. Самарина к баронессе Раден
О первом нравственном соборе в Берлине
Для истинного христианства
По поводу речи Анатолия А. Спасского...
Мысли о философии религии
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан
Три ужаса
В нынешнюю Пасху редакция "Московского Листка"
Отправка послов для отыскания обряда
Упрек Православию
Великое значение внешности, внешнего выражения,...
Церковное распределение чтений
Все двенадцать Евангелий
Настоящее Евангелие утрени Великого Пятка
Пасха как решение вопроса о ценности жизни
Какое участие должна принимать церковь и как должна приготовлять народ к коронационному акту?
Религиозно-этический календарь
О празднике и службе Троице, что было бы завершением богослужебного устава
Проповедь на день тезоименитства государя императора Николая II (6 декабря)

Комментарии

из II тома "Философии общего дела"
из III тома "Философии общего дела"
Вверх


О Ренане

Не изумительно ли, что Ренан, дошедши в своей "Жизни Иисуса"70 до момента Его смерти, не мог, очевидно, примириться с нею, ибо пожелал, чтобы все знание (знание, конечно, всех людей) восстало против смерти, и ощутил надежду, что когда-нибудь знание, может быть, этой цели и достигнет?* Не значит ли это, что Христос даже и в этом неверующем Своею смертию смерть попрал?.. И эта мысль не была минутною, мгновенно угасшею искрою в душе Ренана: она вылилась в целую статью в виде письма к химику Бертло71 о воскресении, хотя уже и не действительном. Очень может быть, что Ренан признал бы, наконец, человеческий род орудием Бога отцов в исполнении этого дела, дела истинно-христианского и истинного призвания человечества. Но бездушный химик не мог возвыситься до этой мысли, и Ренан согласился с ним как со специалистом по химии, не принявши во внимание того, что лабораторная химия есть лишь детское, недоразвитое состояние истинного знания, творящее только подобия того, что совершается в самой природе, о регуляции коей ни ограниченный естествовед-наставник, ни его доверчивый ученик-критик не имели никакого представления; оба не подозревали, что настоящей лабораторией, способной решить поставленный вопрос, должна быть не тесная искусственная ученая клетка замкнутого от жизни "специалиста", а собственный организм человека и вся окружающая природа.

Как человек уже ничего сыновнего не чувствующий, равнодушный к праху отцов, ученый специалист думает уничтожить земледелие, а не превратить его в воскрешение, ибо земледелие, обращенное во всестороннее исследование, неизбежно приводит к воскрешению, к возвращению праху той же жизни, каковую он имел. Говоря, что резать домашних животных мы не будем, ученый химик не пояснил, однако, перестанем ли мы резать друг друга? А между тем, пока питание не станет созиданием, до тех пор мы будем лишать жизни живущее! Бертло, очевидно, сам того не замечая, хочет увековечить несовершеннолетие науки и человеческого рода, ограничивая знание опытами кабинетными, игрушечными.

Влияние Бертло на Ренана было неблаготворное; оно ограничило его разум, и с тех пор мы уже не встречаем у него той великой мысли, которая блеснула в его душе при взгляде на Христа распятого. Вслед за ответом Бертло для Ренана начинается падение; он становится пессимистом; сочиняет сциентифичный ад…72

Много было писано о Ренане; но заметил ли кто, что происходило в душе его при описании Страстей Господних? Отметил ли и сам Ренан в своих воспоминаниях состояние души своей в те дни, когда изображал последние часы земной жизни "Несравненного (как он выражается) героя страдания"? Вспоминал ли он и при смерти о той светлой мысли, которую пробудил в нем столь живо представленный им Распятый? Вспомнил ли Ренан тот миг, когда сам он, скептик и отрицатель, был так близок к спасению, "le temps auquel tu as ete visite"?73 Прямо трагично, что мыслитель и писатель, такими талантами наделенный, найдя сокровище, не оставил всего ради него, и вместо скептической истории "Происхождения христианства"74, не написал того, что должно быть завершением христианства, не заменил "происхождения" "завершением", воскрешением, и потому не понял и самого "происхождения", самого Воскресшего и Воскресителя!..

  • * В позднейших изданиях "Жизни Христа" это место, кажется, исключено.

Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Россия | Федоров Н.Ф. - Общее Дело
Заходов на страницу: 3966
Последний заход: 2018-10-14 23:29:16