|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из III тома «Философии общего дела» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан
Хотя запрос о храмах обыденных к Мак-Гахан и не был удостоен ответа, но Америка сама дала ответ, построив храм в один день, и самым способом построения показала, какая разница между нашими и американскими обыденными церквами, какое различие <между> русскими и североамериканцами 57.
Подобным образом, хотя запрос к богословам о долге воскрешения и - что то же, - вопрос о слепой силе вселенной, или о множестве бездушных миров, обращаемых в управляемые разумом и чувством воскрешенных, воссозданных и воссозидающих поколений, - не был издан, тем не менее ответ <на него> был дан в статье "Астрономия и Богословие" - С. С. Глаголева (Богословский Вестник 1897 г., ноябрь); впрочем, в статье этой говорится не о способе одухотворения миров, а лишь о желательности миров одухотворенных: "Сердце хочет, чтобы эти миры, светящиеся над нами, были обитаемы и на них жили разумно-нравственные существа, чтобы между ними и нами была духовная связь".
Очевидно, слова эти принадлежат существу, привыкшему к паразитному существованию, жить на всем готовом, баричу-ученому, привыкшему к созерцанию, а не к делу или работе, - словом, принадлежащему к несовершеннолетним. Вышеприведенные слова принадлежат французу Ортолану, автору "Astronomie et Theologie". Наш <же> профессор, разбирая это сочинение, хочет довольствоваться верою в существование духов. В другом же месте тот же профессор говорит: "Необитаемые и неведомые миры, может быть, представляют собою материал, который по исполнении времен окажется нужным. Библия и церковь учат нас о воскресении тел. (А он, <профессор,> конечно, в это не верит. - Н. Ф.) Значит, физическая природа будет существовать и в будущем веке. Она будет преобразована (кем? - Н. Ф.), и, без сомнения, праведники будут владычествовать над ней безраздельно (хотя бы были эти праведники величайшими невеждами. - Н. Ф.). Это владычество будет благим, и вещество и силы миров оно будет направлять ко благу. Мы не знаем, как это будет, но присущая нашему духу вера в целесообразность существующего заставляет верить этому" 58.
Астрономия, как вмещающая в себе все естествознание и самого человека как естественное существо, эта наука, всех обращая в деятелей и сама будучи всеобъемлющим знанием, не оставалась и при праздном созерцании, почему <же> эта наука не будет силою, преобразующею миры вселенной и воскрешающею все умершие поколения для распространения своей познающей деятельности на всю вселенную? Следовательно, заглавие "Астрономия и Богословие" нужно заменить следующим: "Божие Слово и наше астрономическое дело".
По общему закону Спасение вселенной выходит из самой ничтожной планеты, из ничтожной системы Солнечной, а не из Сириуса, не из Юпитера, подобно тому как христианство вышло из презираемой Иудеи, из Назарета, откуда ничего доброго не ожидали, не из дворца, а из яслей и вертепа.
|