|
|
|
|
|
из II тома "Философии общего дела" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из III тома «Философии общего дела» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пасха как решение вопроса о ценности жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пасха как решение вопроса о ценности жизни 84
Вопрос "о бедности и богатстве" или вопрос "о смерти и жизни", который из них имеет большую ценность, решается положительно в пользу последнего (как имеющего бесконечную ценность сравнительно с ничтожною ценностью первого, [ценностью] и то лишь потому, что и он, вопрос об излишестве и скудости, составляет лишь частный случай вопроса "о смерти и жизни"), решается поразительным образом в двух Пасхальных неделях, введением в кои служит седмица о двух Лазарях, ибо представителем Жизни - ставится Христос, а богатства - Иуда. В неделю Пасхи Страдания и смерти носителем вопроса о бедности, печальником за нищих, является Иуда, приведенный в такое благородное негодование растратою нищенского достояния (драгоценного мира) для грядущего на смерть Господа, что тотчас решил и привел в исполнение, "предав (или, вернее, продав) кровь неповинную" 85. Саддукеи, секта самой минимальной оценки жизни и максимальной - богатства, не придают жизни такой ценности, чтобы она стоила возвращения (воскрешения), а фарисеи лицемерно лишь придают цену жизни, т. е. лицемерно лишь веруют в воскресение; и те, и другие осудили на лишение жизни Воскресителя за возвращение жизни Лазарю. Не придавая такой ценности жизни, чтобы она стоила возвращения, они только за богатством, как единственным благом, признавали высочайшую ценность. Признание воскресения есть посягательство на значение, на ценность богатства, выражение недовольства им, золотом, этим идолом; неупотребление всех сил на приобретение богатства есть измена, величайшее преступление в нынешнем веке. Большему искажению нельзя подвергнуть образ Христа, как делая из него социалиста.
Великая Среда и каждая среда из пятидесяти, согласно Евангелию, посвящена прежде всего тому презрению к богатству, которое выразила женщина, употребив драгоценное миро на погребение, ставшее воскресением, употребив то, что обыкновенно у женщин служит для привлечения мужчин, для полового подбора, - а потом уже посвящена осуждению любви к богатству, приведшему к предательству, как бы мщению за измену бедным. И ученики (полагаем, не все, а некоторые (Марк)) вознегодовали и роптали на нее, но только у Иуды негодование дошло до предательства. Как волновался Иуда, что учитель, забыв о живых, 300 пенязей употребил на свое погребение, тогда как нужно бы было и тело утилизировать в пользу бедных, как делают нынешние любители богатства и ревнители Нирваны, якобы любители смерти. Конечно, продать миро для раздачи нищим не может считаться радикальною мерою против пауперизма искусственного, но тем больше высказывается ревность к бедным Иуды.
Великий Пяток, как и всякий Пяток, - напоминание страшной казни, которой подвергли за спасение от естественного пауперизма. Очень может быть, что и народ восстановлен был против Христа тем же, чем возмутился и Иуда, ибо ни один народ так не ценил высоко богатство, как иудеи, а потому и вопрос о двух пауперизмах и о искусственном [и] естественном богатствах нигде не мог так сильно [быть] выражен, как в Иудее. Иудеи, эти родственники финикиян - англичан древнего мира, - лишенные географических и исторических обстоятельств, отдаются своей страсти к наживе, они тем более ценили богатство. Из этого-то народа и берется [Иуда], как полное выражение его свойств, и выводится на сцену, чтобы показать во всей наготе страсть к богатству. Представитель же Жизни является всеми нравственными и умственными совершенствами наделенным.
Светлое воскресение и всякое воскресение есть день, когда победою над смертью придана наивысшая ценность жизни. Самая максимальная оценка принадлежит признающим действительное воскрешение: само воскрешение и придает наибольшую ценность жизни, делая ее произведением труда.
Если бы вопрос о ценности жизни и богатства нужно было представить в самом ярком, резком обличьи, то ничего нельзя было бы придумать сильнее, как это сделано в Пасхальной неделе.
|