 |
Книга С.К. Маковского привлекает, прежде всего, своими фотографиями (некоторые, правда, плохого качества). Но и по сути орнаментики Подкарпатской Руси Маковский тоже кое-что высказал. Например, его рассуждения о ромбическом элементе в орнаменте: «Стоит всмотреться в гуцульские вышивки, чтобы ромбическая их первооснова бросилась в глаза. … Эти декоративные «трубки», «покуривки», у которых древнейшая орнаментальная генеалогия, геометрически не что иное, как продолженные стороны ромба, загнутые под прямым углом. … В великорусской и белорусской народной орнаментике эти загибы дают начало многообразной разработки свастики (таб. 99с). Она отсутствует в подкарпатском узоре, если не принимать ромб с отрогами, сам по себе, как бы за двойную свастику, что вполне допустимо, графически рассуждая». И ещё одна примечательная мысль: «Но, тем не менее: ромбы, «трубки» и «крючки» (не топорковидные) остаются общей традицией, следовательно – древнейшим наследием, не только для русин, но и для славянских племен, не соприкасавшихся с мадьярами. Ещё раз напоминаю, что те же декоративные мотивы распространены и в необозримых просторах России, как среди населения русского, так и между инородческими племенами монголо-тюркской и угро-финской крови. Например, такие же вышитые бисером «рогатые» ромбики, что на Подкарпатской Руси», носят русские крестьянки в Орловской и Тульской губерниях и на Украине. Подобные же украшения – у сибирских Остяков в устьях Оби и у волжских финнов: Чувашей, Мордвы, Черемис, Пермяков, Вотяков. Те же мотивы на вышивках и тканях по Тисе и Дунаю, в Азербайджане, у Киргизов и на скандинавском севере, и следы этих же узоров в восточной Германии и ... на островах Тихого Океана. Как перекинуть мосты между этими далеко лежащими друг от друга точками?».
|