«То, что должно случиться, совершается временем. Следовательно, все разнообразные деяния реализуются через него. Кто и кому в этом случае может причинить зло?...
Многочисленность таких текстов и сходство их содержания, безусловно, наводят на мысль о существовании некой философской доктрины, отражающей подобные фаталистические взгляды. Все они так или иначе передают общую идею: безграничность власти времени, судьбы, удела (daiva, niyati) природы вещей (svabhāva) или случая (yadṛcchā) над вселенной и людьми. Любые попытки человека повлиять на события или внести в них какие-то коррективы заранее обречены на провал, ибо все, что произойдет, уже предрешено заранее, и все, кому суждено умереть, «уже убиты» временем. Учение о могуществе времени, известное как калавада, (доктрины, проповедующие высшую власть daiva, niyati, svabhāva или yadṛcchā, по сути дела, ничем от него не отличаются) не осталось без внимания как отечественных, так и зарубежных ученых …
…
Существует ряд текстов, где учение калавады подвергается сомнению или опровергается. Хорошим примером такой полемики служит уже упомянутая выше «Беседа царя Брахмадатты с птицей Пуджани» (Мбх 12,137.50-53, 78-80) где царь Брахмадатта выступает последователем калавады, а птица Пуджани оспаривает его доводы:
«Если время властно надо всем, то разве может кто-то испытывать вражду?
Почему же тогда родственники идут мстить за убитого?
Почему боги и асуры в прежние времена убивали друг друга?
Если от времени зависят рождение и смерть, счастье и несчастье, бытие и небытие, зачем тогда врачи хотят сделать лекарство для больного?
Если время все пожирает (сжигает), какой толк от лекарств?
Почему же люди, охваченные горем, рыдают и сетуют столь громко?
Если время – мерило всего, откуда быть дхарме у тех, кто совершает деяния.
Судьба и деяния рук человеческих взаимосвязаны. При этом удел благородных – действие, трусливые же пресмыкаются перед судьбой.
Дело, несущее благо, должно быть выполнено, будь оно приятно или же неприятно.
Человека, бездеятельного по натуре, всегда постигают всяческие несчастья.
Поэтому следует действовать смело, даже если нет уверенности в результате.
Отбросив все, что им дорого, люди должны поступать наилучшим образом».
Статья взята отсюда