|
«В нашем исследовании выражения «народное искусство» и «крестьянское искусство» мы употребляем в одном и том же смысле. Расцвет и формирование этого искусства мы связываем с деревенскими жителями, с крестьянами. Этим мы не хотим насильно навязать свою точку зрения по вопросу о народном искусстве. В различных по своему государственному устройству европейских обществах те слои, творчество которых может быть связано с определением «народное искусство», дифференцировались различно. У венгров, о которых пойдет речь в этой книге, народное искусство может быть связано с аграрным населением. В этой крестьянской массе имелись различные прослойки, свободные крестьяне и крепостные, деревенские жители и жители так называемых сельских городков, мелкопоместные дворяне, живущие в деревнях, и неимущие батраки, сельские ремесленники и пастухи. Их уклад жизни, однако, несмотря на различия, коренился в крестьянских традициях, образ мышления определялся крестьянской системой ценностей. Это они создали для использования в быту тот предметный мир, об отдельных художественных вещах которого мы будем говорить в нашем исследовании. Итак, мы ограничиваем искусство этих крестьянских слоев предметами, которые они употребляли, включая в него все имеющие эстетическую ценность вещи, вжившиеся в их предметное окружение независимо от того, сделали они их сами или приобрели в магазине, у мастера или у заезжего продавца-иноземца.
…
Представленные в книге предметы в большинстве своем относятся к XIX веку. Среди них имеется и значительное число более старых, XVIII и даже, как исключение, XVII столетия, а также и более новые, начала нашего века. Эта градация приводимых предметов в большей или меньшей степени отражает меняющийся объем продукции народного искусства. Приводимыми в книге фотографиями, изображающими сельских жителей во время работы и в праздники, мы хотели вдохнуть жизнь в музейную атмосферу, одушевить этот мир вещей. Эти фотографии в сущности — исторические документы, снятые в подавляющем большинстве 30—40 лет назад, и показывают они не сегодняшнюю деревню и не современных жителей села.»
|