| Шри-Бхагаван сказал: |
1. |
Итак, снова, о долгорукий, внемли моему высочайшему слову, которое я возвещу тебе, любимому, желая блага. |
2. |
Моего происхождения не знают ни множество богов, ни великие риши, ибо я Начало всех богов и великих ришей. |
3. |
Кто знает меня, нерождённого, безначального, великого владыку мира, не заблуждающийся среди смертных, (тот) освобождается от всех грехов. |
4. |
Разум, познание, отсутствие заблуждения, терпенье, правдивость, самообладание, умиротворённость, радость, страдание, возникновение и разрушение, страх и бесстрашие, |
5. |
Кротость, уравновешенность, удовлетворённость, подвижничество, щедрость, честь и бесчестие - таковы разнообразные состояния существ, от меня (происходящие). |
6. |
Семь великих, древних риши, также четыре (372) Ману рождены от моей сути умом (373); их мир - эти существа (374). |
7. |
Кто поистине знает эти мои проявленья (375) и йогу, тот приобщается непоколебимой йоге, в этом нет сомнений. |
8. |
Я Начало вселенной, от меня происходит всё; постигая это, меня почитают озарённые, преисполненные любовью (376). |
9. |
Размышляя обо мне, предав мне жизнь (377), они научают друг друга, постоянно обо мне беседуют, ублажаются и радуются. |
10. |
Им, постоянно преданным, преклоняющимся, в силу любви, я дарую то приобщение мудрости (буддхи-йога), посредством которого они достигают меня. |
11. |
Ради сострадания пребывая в их собственной сути (378), я уничтожаю их рождённую от незнанья тьму сияющим светильником мудрости. |
| Арджуна сказал: |
12. |
Ты Высшее Брахмо, высший Кров (379), высший Очиститель; вечным Божественным Духом, изначальным Богом, нерождённым, высочайшим господом (380) |
13. |
Именуют тебя все риши (381), также божественный риши Нарада, Асита, Дэвала, Вьяса; ты сам то же говоришь мне. |
14. |
Праведным я полагаю всё то, что ты сказал мне, Кешава, но твоего проявленья, Владыка, не знают ни боги, ни данавы (382). |
15. |
Сам ты знаешь себя через себя, о Пурушоттама; начало существ, господь всех существ, бог богов, владыка мира! |
16. |
Соблаговоли сказать исчерпывающе - ибо дивно твоё силопроявление (вибхути) - какими силопроявлениями, преисполнив эти миры, ты пребываешь (383). |
17. |
Как познаю тебя, о йогин (384), всегда размышляя о тебе (385); в каких, каких образах (бхава), владыка, мыслим ты для меня? |
18. |
Подробно твою йогу и силопроявление, Джанардана (386), снова поведай; нет для меня насыщения в амрите внимания (тебе). |
| Шри-Бхагаван сказал: |
19. |
Да будет! Я поведаю тебе - ибо дивны мои силопроявления - важнейшее, о лучший Куру, ибо нет конца моему силопроявленью. |
20. |
Я сам, о Гудакеша, стою в сердце (387) всех существ; я начало, середина, конец существ. |
21. |
Из Адитьев (388) я Вишну; из светил я лучезарное Солнце; из Марут (389) я Маричи (390); среди созвездий (391) я Луна. |
22. |
Из Вед я Самаведа (392); из богов я Васава (393) (Индра); из чувств я манас (394); в существах я - сознание (394 а); |
23. |
Из Рудров (395) я Шанкара (396); из якша-ракшасов я (Кубера) Владыка Сокровищ (397); из Васу (398) я Павака; из гор я Меру (399). |
24. |
Из домашних жрецов знай меня, о Партха, как главного Брихаспати (400); из полководцев я Сканда (401); из водовместилищ я Океан. |
25. |
Из великих риши я Бхригу (402); из слов я Единое Бесконечное (403); из жертвоприношений я жертва шёпота мантры (404); из устойчивых я Хималая (405); |
26. |
Из деревьев я ашваттха (406); из дэвариши я Нарада (407); из гандхарвов я Читраратха (408); из блаженных я муни Капила (409); |
27. |
Из коней знай меня, как Уччайшраву (410), возникшего из амриты; из царственных слонов я Айравата (411); из мужей я царь витязей; |
28. |
Из оружий я Ваджра (412); из коров я Камадук (413); из порождающих я Кандарпа (414); из змиев я Васуки (415); |
29. |
Из нагов я Ананта (416); из обитателей вод я Варуна (417); из предков я Арьяман (418); из вожатых я Яма (419). |
30. |
Из дайтьев я Прахлада (420); из счётчиков я Время; из зверей я царь зверей (421); из птиц я Вайнатея (422); |
31. |
Из очистителей (423) я Ветер; из носящих оружье я Рама (424); из рыб я Макара (425); из потоков я Джахнави (426); |
32. |
Я начало, конец, а также середина творений, Арджуна; из наук я есмь учение о Высшем Атмане; я речь одарённых словом (427). |
33. |
Из букв я "А"; из сочетаний я двойца (428); я нескончаемое время, творец всюдуликий. |
34. |
Я всеуносящая смерть; я возникновение долженствующего возникнуть; в женщинах (429) я слава, красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость. |
35. |
Брихатсаман (430) из гимнов; из размеров я гаятри (431); из месяцев я Маргаширша (432); из времён года я время цветенья; |
36. |
Из обманывающих я игральные кости (433); я великолепие великолепных; я победа, я решимость, я правда правдивых. |
37. |
Из рода Вришни (434) я Васудэва; из пандавов - Дхананджая (435); из муни я Вьяса (436); из певцов я Ушана-певец (437). |
38. |
Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе; я безмолвие тайн; я знание познающих. |
39. |
То, что во всех существах есть семя, это - я, о Арджуна: и нет существа, подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня. |
40. |
Нет конца моим божественным проявленьям, о подвижник; так вкратце сказано мной о разнообразных силопроявлениях. |
41. |
Всё, что мощно, истинно, прекрасно, крепко, это всё, постигни, возникло из частицы моего великолепия. |
42. |
Но к чему тебе эти многие знания, Арджуна? Установив этот целокупный (преходящий) мир одной частицей (438) (себя самого), я пребываю. |