|
|
Глава XIII.
| Арджуна сказал: |
| 1а. |
Пракрити и Пурушу, поле и познавшего поле, это я хочу познать, знание и предмет знания, Кешава. (484) |
| Шри-Бхагаван сказал: |
| 1. |
Это тело, Каунтея, именуется полем; того, кто его познает, сведущие именуют: познавший поле (485). |
| 2. |
Знай меня как познавшего поле во всех полях, Бхарата; знание поля (486) и познавшего поле это - мудрость, я считаю. |
| 3. |
Это поле, каково оно, какого рода, каковы его изменения, откуда оно (487), кто Он, какова его мощь (488) это услышь от меня в общем. |
| 4. |
Ришами (это) многократно воспето в различных гимнах, особенно обстоятельно в доказательных стихах Брахмасутры (489). |
| 5. |
Великие элементы, принцип личности, разум и одиннадцать (органов) чувств (индрий), непроявленная (489а) (природа) и пять пастбищ чувств (490); |
| 6. |
Влечение, отвращение, приятное и неприятное, сочетания (491), сознание, крепость - вот поле с (его) изменениями вкратце перечислено. |
| 7. |
Смирение, честность, невреждение, терпение, искренность, почитание учителя, чистота, стойкость, самообладание, |
| 8. |
Отвращение от предметов чувств, отсутствие себялюбия, понимание страдания рождения (492), смерти, старости, болезни, |
| 9. |
Отрешенность, отсутствие привязанности к сыну, жене, дому и прочему, постоянная уравновешенность мысли в желанных и нежеланных событиях, |
| 10. |
Неизменное почитание меня безраздельной преданностью (йогой), пребывание в уединённом месте, отсутствие удовольствия в обществе людей, |
| 11. |
Постоянство в познании (493) Высшего Атмана, постижение цели истинного знания - это называется знаньем, всё остальное - неведенье. |
| 12. |
Что подлежит познанию, это я тебе сообщу; познав это, достигают бессмертия; безначально (494) высшее Брахмо; оно определяется ни как Сущее, ни как Не-сущее. |
| 13. |
Оно имеет везде руки, ноги, везде глаза, головы, лица, везде уши; охватывая всё, оно пребывает в мире (495). |
| 14. |
Сверкая качествами всех чувств (496), лишённое всех чувств, непривязанное, однако поддерживающее всё бескачественное и наслаждающееся качествами; |
| 15. |
Вне и внутри всех существ, подвижное и неподвижное, Оно не познаваемо вследствие тонкости; оно далеко и близко. |
| 16. |
Не распределённое в существах, Оно пребывает как бы распределённым; его следует знать как носителя всех существ, пожирателя и производителя. |
| 17. |
Оно - свет светов, Оно именуется потусторонним тьме; знанием, целью познавания (497), достигаемое познанием; Оно пребывает (498) в сердце всякого. |
| 18. |
Так вкратце объяснено поле, знание и предмет знания; мой бхакта, постигнув это, вступает (499) в моё бытие, |
| 19. |
А Пракрити и Пуруша, знай, оба безначальны (500); изменения же и качества, знай, происходят от Пракрити. |
| 20. |
Пракрити именуется причиной (501) цели, основания и деятельности; Пуруша именуется причиной вкушения приятного и неприятного, |
| 21. |
Ибо Пуруша, пребывая в Пракрити, наслаждается качествами (гунами), рождёнными Пракрити; его привязанность к качествам - причина рождений в хороших и дурных лонах (502). |
| 22. |
Созерцающий, соглашающийся (503), носитель, наслаждающийся, великий господь (Махешвара), высший Атман - так именуется в этом теле Высочайший Дух (Пуруша). |
| 23. |
Кто знает Пурушу и Пракрити вместе с качествами (гунами), хотя он и продолжает существовать, он больше не возрождается. |
| 24. |
Некоторые посредством сосредоточенья созерцают сами в себе Атмана, другие через усилие мысли (санкхья-йогу), а иные через усилия действия (карма-йогу). |
| 25. |
Некоторые же, не зная этого, слушая других, почитают (Атмана); даже они превозмогают смерть, преданные Шрути (вероучению) (504). |
| 26. |
Где бы ни зарождалось какое-либо существо, неподвижное или подвижное, знай, это происходит от соединения (505) поля с познающим поле, о бык среди Бхарат. |
| 27. |
Кто видит величайшего господа, равно пребывающего во всех существах, непреходящего в преходящем, тот (воистину) видит. |
| 28. |
Равно прозревая везде равно пребывающего господа, он не вредит сам себе (506) и так идёт высочайшим Путём. |
| 29. |
Ибо, кто видит, что все действия выполняются Пракрити и что Атман бездеятелен, тот (воистину) видит (507); |
| 30. |
Когда он прозревает, что бытие (508) отдельных существ пребывает в Едином, от него происходит, тогда он приходит к Брахмо. |
| 31. |
Безначальный, бескачественный, высший Атман, непреходящий, пребывая в теле, о Каунтея, не действует и не пятнается. |
| 32. |
Как всепроникающее пространство (акаша) не загрязняется вследствие (своей) тонкости, так и Атман, пребывающий в каждом теле, не загрязняется. |
| 33. |
Как единое Солнце озаряет весь этот мир, так и Владыка Поля озаряет всё Поле, о Бхарата. |
| 34. |
Те, кто очами мудрости прозревают разницу между полем и Познавшим Поле и освобождение существ от Пракрити, те идут к Высшему. |
Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,
учении о Брахмо, писании йоги,
в беседе Шри-Кришны и Арджуны
(гласит) тринадцатая глава,
именуемая
ЙОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ
|