|
Глава XIV.
| Шри-Бхагаван сказал: |
1. |
Дальше (509) тебе возвещу знанье, наивысшее из знаний, познав которое, все муни достигали высшего совершенства. |
2. |
Опираясь на это познание, достигнув уподобления мне, они не возрождаются при миропроявлении (510), при мирокончине не исчезают. |
3. |
Моё лоно - Великое Брахмо (511), в него я влагаю семя, так совершается возникновение всех существ, Бхарата. |
4. |
Тела, которые возникают во всех лонах, - великое Брахмо их лоно, я же - дающий семя отец. |
5. |
Саттва, раджас и тамас - вот качества, возникшие из Пракрити; они связывают, долгорукий, в теле непреходящего воплощённого. |
6. |
Из них саттва ясное, здоровое связывает вследствие (своей) незагрязненности узами счастья и узами познания, о безгрешный. |
7. |
Знай, что раджас по природе страстно, возникает от вожделения и пристрастия; оно связывает воплощённого, о Каунтея, узами действия. |
8. |
Знай, что тамас рождается от неведенья; оно вводит в заблуждение всех воплощённых, связывает беспечностью (512), тупостью, сном, ленью, Бхарата. |
9. |
Саттва привязывает к счастью, раджас - к действиям, о Бхарата, а тамас, окутав знанье, привязывает (513) к беспечности. |
10. |
Когда преодолены раджас и тамас, возникает саттва, о Бхарата; если раджас и саттва - то тамас, если тамас и саттва, тогда - раджас. |
11. |
Когда во всех вратах этого тела возникает свет знания, тогда - должно знать - возрастает саттва. |
12. |
Похоть, деятельность, предприимчивость в делах, беспокойство, вожделение - они порождаются, когда возрастает раджас, о тур-Бхарата. |
13. |
Затемнение, бездеятельность, беспечность и заблуждение - эти порождаются, когда возрастает тамас, о радость куру. |
14. |
Когда при возрастании саттвы приходит к кончине воплощённый, то он достигает чистых миров, (514) присущих познавшим Высшее. |
15. |
Страстные, придя к кончине, рождаются в узах кармы; когда же умирают тёмные, они рождаются в лонах заблудших (существ). |
16. |
Чистый плод добрых дел именуется саттвичным; плод раджаса - страдание; неведенье - плод тамаса. |
17. |
От саттвы возникает познание, от раджаса - вожделенье; беспечность, заблуждение возникают от тамаса, также - неведенье. |
18. |
Пребывающие в саттве идут вверх; посередине стоят страстные (515); пребывающие в состоянии последней гуны, вниз идут тёмные. |
19. |
Если созерцающий не видит иного делателя, кроме гун, и знает Высшее над гунами, то он вступает в моё бытие. |
20. |
Воплощённый, превзойдя эти три гуны, дающие начало телу (516), освобождённый от рождения, смерти, старости и страдания, вкушает бессмертие. |
| Арджуна сказал: |
21. |
Каков признак превзошедшего эти три гуны, о владыка? Как он поступает и как он эти гуны превозмогает? |
| Шри-Бхагаван сказал: |
22. |
Если он озарения, деятельности и даже заблуждения (517), о Пандава, не ненавидит (518), когда они приходят, и не желает их, когда они уходят, |
23. |
Пребывая безучастным; если он не колеблется гунами - "гуны вращаются", - сказав, если он остаётся в стороне и не шевелится (519), |
24. |
Равный в страдании и удовольствии, (если он) остаётся замкнутым в себе, равный к камню, кому земли, золоту, равный к приятному и неприятному, стойкий, равный к порицанию и похвале, |
25. |
В чести и бесчестии равный, равный к дружественной и враждебной стороне, (если он) покидает все начинания, то он именуется преоборовшим гуны. |
26. |
Кто меня почитает непоколебимой преданностью благоговения (бхакти-йога), тот, превзойдя эти гуны, готов стать Брахмо. |
27. |
Ибо я есмь обитель Брахмо (520), бессмертного и непреходящего, вечного Закона (Дхарма) и бесконечного блаженства. |
Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,
учении о Брахмо, писании йоги,
в беседе Шри-Кришны и Арджуны
(гласит) четырнадцатая глава,
именуемая
ЙОГА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТРЁХ ГУН (521)
|