|
Глава XVII.
| Арджуна сказал: |
1. |
Те, которые, отвергнув предписания закона (Шастр), преисполненные веры, совершают жертвы, тех каково состояние, о Кришна, - саттва, раджас или тамас? (548) |
| Шри-Бхагаван сказал: |
2. |
Троякой бывает вера воплощённых, рождённая их собственной природой: саттвичная, страстная и тёмная. Об этом внемли (549). |
3. |
Сообразной с сущностью каждого бывает (его) вера, Бхарата; человек образован верой, какова его вера, таков он (550). |
4. |
Саттвичные (люди) приносят жертвы богам, страстные - якша-ракшасам, остальные же, тёмные люди, жертвуют покойникам и множеству бхутов (551). |
5. |
Люди, совершающие ужасное самоистязание, не предписанное законом (552) (Шастрами), преисполненные лицемерия и самости, обуреваемые похотью, страстью, насильничеством, |
6. |
Безумные, они мучат находящиеся в теле стихии и меня, пребывающего в недрах их тел; их решение, знай, от асуров (553). |
7. |
И пища, приятная для всех, бывает троякой, равно как и жертва, аскеза, дары; об этом различии внемли. |
8. |
Пища, повышающая долголетие, крепость, силу, здоровье, бодрость, хорошее самочувствие, сочная, маслянистая, укрепляющая, вкусная - дорога саттвичным (людям). |
9. |
Острая, кислая, солёная, слишком горячая, возбуждающая, сухая, обжигающая пища люба страстным, причиняющая страдание, тяжесть, болезнь. |
10. |
Испорченная (554), безвкусная, вонючая, переночевавшая, оставшаяся (от трапезы), негодная для жертвы пища дорога тёмным. |
11. |
Жертва, приносимая по закону, нежелающими плодов, с сердцем, расположенным так: "должно жертвовать", эта (жертва) саттвична. |
12. |
Но если жертва приносится ради плодов, лицемерно, такая жертва страстна, знай, лучший из Бхарат. |
13. |
Беззаконная жертва, без раздачи пищи, без мантр, без даров (555), без веры рассматривается как тёмная. |
14. |
Почитание богов, дваждырождённых, наставников (556), мудрецов, чистота, прямота, целомудрие, невреждение именуются тапасом тела. |
15. |
Речь, не вызывающая возбуждения, правдивая, приветливая и прилежное изучение писаний именуются тапасом речи. |
16. |
Ясность сердца, кротость, молчаливость, самообладание, чистота жизни называются тапасом сердца (манас). |
17. |
Этот троякий тапас, совершаемый с величайшей верой, людьми, не стремящимися к плодам, преданными, считается саттвичным. |
18. |
Тапас, совершаемый ради славы, гордости, почестей, лицемерно, называется здесь (557) страстным, шатким, нестойким. |
19. |
Тапас, совершаемый с безумными начинаниями, с мучением себя или ради гибели другого, считается тёмным. |
20. |
Дар, даваемый без ожидания воздания, с мыслью: "Нужно давать", в (надлежащем) месте, времени, уважаемому лицу, такой дар считается саттвичным. |
21. |
Если же он даётся ради воздаяния или же имея в виду плоды или неохотно, такой дар считается страстным. |
22. |
Дар, который даётся в ненадлежащем месте и времени недостойному, без уважения, с презрением - считается тёмным. |
23. |
АУМ-ТАТ-САТ - таково по писанию троякое обозначение Брахмо. От него древле возникли Брахманы (558), Веды и жертвы. |
24. |
Поэтому, произнося "АУМ", всегда начинают обряды жертвоприношения, даров и подвигов, согласно предписаньям (Закона), знатоки Брахмо. |
25. |
Произнося "ТАТ", не помышляя о плодах, совершают различные обряды, жертвы и тапас, а также обряды приношения даров, стремящиеся к освобождению. |
26. |
CAT также употребляется (для определения) истинного и благого; достохвальные дела также обозначаются словом САТ, о Партха. |
27. |
Постоянство в жертве, тапасе, даре, также обозначается (словом) CAT, также дела, совершённые Его ради (559). |
28. |
А то, что в жертве, дарах, тапасе совершается без веры, называется "асат", о Партха, это - ничто и после смерти, и здесь. |
Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,
учении о Брахмо, писании йоги,
в беседе Шри-Кришны и Арджуны
(гласит) семнадцатая глава,
именуемая
ЙОГА ТРОЯКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВЕРЫ (560)
|