|
|
Глава VI.
| Шри-Бхагаван сказал: |
| 1. |
Кто совершает должные дела, не ища плодов дел, тот и санньясин и йогин, а не (тот, кто) без огня, без обрядов(268). |
| 2. |
То, что именуется отрешённостью (самньяса), знай это как йогу, Пандава, ибо без отрешённости от желаний (269) не бывает никакой йоги. |
| 3. |
Для стремящегося к йоге муни действие именуется средством; для достигшего йоги спокойствие именуется средством (270). |
| 4. |
Ибо, когда он ни к объектам чувств, ни к делам не привязан и ото всех желаний отрешился, тогда он именуется достигшим йоги. |
| 5. |
Да поднимет он себя Атманом, пусть сам себя не снижает; ибо каждый себе союзник (271), каждый себе враг. |
| 6. |
Союзник сам себе тот, кто сам собой побеждён; кто же собой не владеет, тот во враждебности сам себе враждебен (272). |
| 7. |
Победивший себя, умиротворённый, полагается на высшего Атмана в холоде, жаре, счастии, горе, также в почести и бесчестии; |
| 8. |
Насытивший себя мудростью, осуществлением мудрости, стоящий на вершине (273), победивший чувства, воссоединённым (274) именуется йогин, равный к кому земли, камню и золоту; |
| 9. |
К товарищу, другу, недругу, равнодушному, стороннику, противнику, безучастному, к праведным, грешным он отличается (275) равномыслием, он (их) превосходит. |
| 10. |
Пусть йогин постоянно тайно упражняется в йоге, пребывая в одиночестве, укротив самосознание, без надежд, без собственности (276). |
| 11. |
В чистом месте устроив устойчивое сидение для себя, не слишком высокое, не слишком низкое, покрытое одеждой, шкурой лани и (травой) куша (277); |
| 12. |
Там, сердце (манас) установив на одном, укротив деятельность мысли и чувств, опустясь на сиденье, пусть упражняется в йоге ради самоочищения. |
| 13. |
Ровно и неподвижно держа туловище, голову, шею (278), стойкий, устремив свой взор на кончик своего носа, не глядя в стороны (279), |
| 14. |
С успокоенным духом, отогнав страх, укротив манас, думая обо мне, преданный, да сядет он, устремясь ко мне, стойкий в обетах брахмачарья (280). |
| 15. |
Так, всегда упражняясь, йогин, укротив разум, достигает мира высшей нирваны (281), находящегося во мне; |
| 16. |
Ибо йога не для привыкшего слишком много есть и не для того, кто совсем не ест, не для слишком много спящего или бодрствующего, Арджуна. |
| 17. |
Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в движенье, делах, умеренного во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе. |
| 18. |
Когда успокоенное сознание (читта) устойчиво в Атмане, тогда отрешённый ото всех вожделений именуется воссоединённым. |
| 19. |
"Как светильник, находящийся в безветренном месте, не колеблется..." (282), это подобие относится к йогину с укрощённым сознанием, упражняющемуся в йоге. |
| 20. |
Где успокаивается мысль, заторможенная упражнениями в йоге, где, взирая на Атмана в себе, (человек) радуется Атману (283), |
| 21. |
Там познаётся предельное блаженство, воспринимаемое (лишь) через буддхи, превосходящее чувство; пребывающий в нём (человек) не уклоняется от реальности; |
| 22. |
По достижении его (блаженства) человек понимает, что нет ничего высшего для достижения; стоящий в нём не потрясается даже тяжёлым горем. |
| 23. |
Нужно знать, оно именуется йогой, разрешающей связи со скорбью; в этой йоге должно упражняться решительно, с мыслью, отвратившейся (284) от всего. |
| 24. |
Покинув происходящие от воображения все вожделения, все без остатка, со всех сторон укротив манасом толпу чувств, |
| 25. |
Тихо-тихо да успокоится он стойко обузданным разумом (буддхи); установив сердце в Атмане, ни о чём да не помышляет (285). |
| 26. |
Куда бы ни (286) ускользал шаткий, нестойкий манас, обуздав, его надо приводить к воле Атмана отовсюду. |
| 27. |
Ибо такого йогина (287) с умиротворённым сердцем, успокоенным раджасом, уподобившегося Брахмо, безгрешного (288) охватывает высочайшее блаженство. |
| 28. |
Так всегда приобщаясь Атману, йогин, зло в себе уничтожив, счастливо вкушает предельное блаженство соприкосновения с Брахмо. |
| 29. |
Все существа, пребывающими в Атмане (289), и Атмана, пребывающего во всех существах, видит предавшийся йоге, везде зрящий Одно (290). |
| 30. |
Кто видит меня везде и всё видит во мне, того я не утрачу и он не утратит меня (291). |
| 31. |
Кто меня, пребывающего во всех существах, чтит, утвердившись в единстве, как бы ни существовал он (292), этот йогин существует во мне. |
| 32. |
В силу уподобления Атману кто взирает, Арджуна, одинаково на счастье и несчастье, тот считается совершенным йогином (293). |
| Арджуна сказал: |
| 33. |
Для этой йоги, которую ты определяешь, Мадхусудана, как тождество (294), я не вижу твёрдого основания вследствие подвижности. |
| 34. |
Ибо манас подвижен, Кришна (295), беспокоен, силён, упорен: его удержать, полагаю, очень трудно, как ветер. |
| Шри-Бхагаван сказал: |
| 35. |
Несомненно, о мощный, манас трудно укротим, шаток. Упражнениями, однако, Каунтея, и бесстрастием он обуздывается. |
| 36. |
Для невладеющего собой йога трудно достижима, так думаю я: но тот, кто поборол себя, собою же и упражняется, тот может правильно овладеть йогой. |
| Арджуна сказал: |
| 37. |
Неотрешённый, (но) полный веры, отпавший сердцем от йоги, не достигший успеха в йоге, каким путём, о Кришна, он идёт? |
| 38. |
Отпав от обоих (296), разве не исчезает он, подобно разорванной туче, не устоявший, о мощнорукий, сбившийся с пути Брахмо? |
| 39. |
Это сомнение, Кришна, благоволи рассеять окончательно, ибо никому иному, кроме тебя, невозможно разрешить это сомнение. |
| Шри-Бхагаван сказал: |
| 40. |
О Партха, ни здесь, ни потусторонне нет гибели для такого, ибо ни один добродетельный никогда не идёт дурным путём, сын мой (297). |
| 41. |
Достигнув миров праведников (298), прожив (там) бесчисленные годы, в чистом счастливом доме (299) рождается отпавший от йоги. |
| 42. |
Или в семье мудрых йогинов рождается он, но самое трудное в мире - подобное рождение. |
| 43. |
Там он получает (достигнутое) в прежних воплощениях единение с мудростью (300) и вновь стремится к совершенству, о радость куру. |
| 44. |
Прежними своими упражнениями он увлекается помимо воли; даже желающий познать йогу преодолевает слово Брамы (301). |
| 45. |
Но йогин, покоривший свой манас, очищенный от грехов, многими рождениями достигший совершенства, тогда идёт Высочайшим Путём. |
| 46. |
Йогин превосходнее аскетов, он считается превосходнее мудрых; превосходнее действующих (302) - йогин; поэтому стань йогином, Арджуна. |
| 47. |
А из всех йогинов тот, который предан мне глубиной духа, с верой почитает меня, (есть) наиболее воссоединённый, полагаю (303). |
Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,
учении о Брахмо, писании йоги,
в беседе Шри-Кришны и Арджуны
(гласит) шестая глава,
именуемая
ЙОГА САМООБУЗДАНИЯ
|