|
|
Глава VII.
| Шри-Бхагаван сказал: |
| 1. |
Мне преданный сердцем, о Партха, упражняясь в йоге, (под) моим кровом, как несомненно и полно ты познаешь меня, этому внемли. |
| 2. |
Это знание и осуществление знания(304) я сообщу тебе исчерпывающе: для знающего это здесь не остаётся больше ничего другого для познавания. |
| 3. |
Из тысяч людей едва ли кто-либо (один) стремится к совершенству; из стремящихся и достигших успеха едва ли кто-либо (один) поистине знает меня (305). |
| 4. |
Земля (306), вода, огонь, воздух, эфир, манас, буддхи, принцип личности (аханкара) - вот моя восьмерично разделённая природа (пракрити). |
| 5. |
Низшая она (307), но узнай отличную от неё, мою Высшую Природу, Душу Живую, о мощный; ею держится (308) этот преходящий мир (309). |
| 6. |
Все существа - её лона (310), постигни это. Я всего мира начало, а также конец (пралая). |
| 7. |
Выше меня нет ничего, Дхананджая, на меня всё это нанизано, как жемчужины на нить (311). |
| 8. |
Я вкус в воде (312), о Каунтея, я блеск в луне и солнце, я животворящее Слово (Пранава) (313) во всех Ведах, звук в пространстве, человечность в людях (314); |
| 9. |
Чистый запах (315) в земле; я блеск в огне (316), жизнь (317) во всех существах; я подвиг подвижников. |
| 10. |
Знай меня, Партха, как вечное семя (318) всех существ; я мудрость мудрых, я великолепие великолепных; |
| 11. |
Я сила сильных (319), свободных от вожделений и страсти; я в существах желание (320), не противоречащее закону, о бык среди Бхарат. |
| 12. |
Состояния (321) саттва, раджас и тамас, знай, что они от меня (происходят); ибо не я в них, а они во мне (322). |
| 13. |
Этими тремя состояниями весь этот (преходящий) мир, введённый в заблуждение, не познаёт меня, пребывающего над ними, непреходящего. |
| 14. |
Ибо божественна эта, состоящая из гун (качеств) моя труднопреодолимая майя; те же, которые обращаются ко мне, преодолевают эту майю (323). |
| 15. |
Безумные, творящие зло, ничтожнейшие люди не обращаются (324) ко мне; лишённые моей майей знания, они полагаются на природу асуров (демонов). |
| 16. |
Четыре рода праведных людей почитают меня, Арджуна: страдающие (325), стремящиеся к знанию, стремящиеся к обладанию (326) и мудрые, о бык среди людей. |
| 17. |
Из них мудрый выделяется как постоянно преданный, чтущий Единого; дорог я мудрому чрезвычайно, и он дорог мне. |
| 18. |
Все они высоко достигшие, но мудрый подобен мне, считаю я, ибо он, преданный духом, достигает меня, непревосходимого Пути. |
| 19. |
После многих рождений мудрый достигает меня: "Васудэва (326а) есть всё", - говорит трудно находимый махатма. |
| 20. |
Те же, чьё знание увлечено различными вожделениями, обращаются к иным богам, соблюдая различные обеты, понуждаемые собственной природой. |
| 21. |
Какие бы образы ни стремился почитать с верой поклонник, его непоколебимую веру я даю ему (327). |
| 22. |
Он, утверждённый этой верой, стремится к его (образа) благосклонности (328); от него получает желаемое благо, но даётся оно мной. |
| 23. |
Но преходящим бывает этот плод их, маломудрых: к богам идут приносящие жертву богам, но мои бхакты идут ко мне (329). |
| 24. |
Меня, непроявленного, достигшим проявления считают неразумные, не ведая моего запредельного, непреходящего, непревосходимого Бытия (330). |
| 25. |
Я не для всех постижим (331), облечённый в йогамайю (иллюзию природы); этот заблуждающийся мир не познаёт меня, нерождённого, непреходящего. |
| 26. |
Я знаю бывшие существа, настоящие и будущие, Арджуна; меня же (332) не знает никто. |
| 27. |
Заблуждением двойственности, возникшим из отвращения и влечения, о Бхарата, все существа (в этом) мире идут к ослеплению, о подвижник. |
| 28. |
Но праведные люди, чей грех уничтожен, освобождённые от заблуждения и двойственности, почитают меня, твёрдые в обетах. |
| 29. |
Те, кто, ища убежища у меня, стремятся к освобождению от старости и смерти, познают полностью Брахмо, высшего Атмана и всю Карму. |
| 30. |
Те, которые знают меня как Высшее Бытие (333), Высочайшего Бога, Высочайшую Жертву, в час ухода познают меня, преданные духом. |
Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,
учении о Брахмо, писании йоги,
в беседе Шри-Кришны и Арджуны
(гласит) седьмая глава,
именуемая
ЙОГА ПОЗНАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ
|