|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
Содержание Гиты по главам |
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
` |
|
|
|
|
|
Этика. Главы I-VI
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
Онтология как пневматология. Главы VII-XII
7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
Космология. Главы XIII-XV
13
| 14
| 15
Психология как социология. Главы XVI-XVIII
16
| 17
| 18
|
|
Онтология как пневматология. Главы VII-XII
Глава
ХI. Если в главе Х дано «теоретическое» изложение учения о проявлениях
космического Духа, то в главе ХI. Где поэтическое напряжение Гиты достигает
апогея, даётся непосредственное поэтическое созерцание творческого Духа
в его проявлениях, почему эта глава и носит название «Созерцание Вселенской
Формы».
В историко-религиозном смысле глава ХI является одним
из вариантов «преображения», о котором повествуют многие религии; по силе
поэтического напряжения и яркости образов это один из непревзойдённых образцов
подобного рода поэтического творчества.
Шри-Кришна раскрывается Арджуне в своём атрибуте Времени
(Кала). Эта страшная форма, столь смущавшая не только европейцев, но даже
и индийцев, более известна в женском аспекте Великой Матери (Кали, Дурга),
ведущем своё начало из глубочайшей дравидической древности. Свидетельства
о переживании видения «Вселенской Формы» многократно встречаются в индийской
литературе вплоть до самых близких времён. Так, ближайший ученик Рамакришны,
Вивекананда, умерший в начале текущего столетия, долго находился под впечатлением
такого видения и учил своих учеников поклоняться Ужасному (ср. Ромен Роллан,
т. ХIХ).
Но такое переживание требует предельного напряжения
психических сил, и долго его нельзя выдержать. Арждуна умоляет Кришну о
пощаде, так как чувствует, что лишается рассудка и просит явить ему «знакомый
четырёхрукий образ», что странно звучит для европейского уха, но в индийском
эпосе и изобразительном искусстве «многорукость» – довольно обычный символ
многосторонней деятельности и силы. Так, например, Парашу-Рама, один из
аватаров Вишну (Махабхарата, кн. III), изображается многоруким. Кришна часто
мыслится четырёхруким.
Приняв «свой обычный вид», Кришна снова подтверждает
Арджуне, что только для бхакты возможно такое созерцание: ни знание Вед
(здесь Веда – наука вообще), ни исполнение обрядов не приводит к этому человека.
Таким образом, с точки зрения обладания йогическими сиддхами (вибхути) Гита
на первое место ставит обладание силой бхакти. Этой характернейшей черты
Гиты нельзя упускать из вида при изучении памятника.
|