|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
Содержание Гиты по главам |
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
` |
|
|
|
|
|
Этика. Главы I-VI
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
Онтология как пневматология. Главы VII-XII
7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
Космология. Главы XIII-XV
13
| 14
| 15
Психология как социология. Главы XVI-XVIII
16
| 17
| 18
|
|
Онтология как пневматология. Главы VII-XII
Глава
ХII. Такое настойчивое возвращение к проблеме бхакти порождает необходимость
уделить этому вопросу специальное внимание, что и сделано в главе ХII, называющейся
«Бхакти-йога».
Арджуна, выслушав учение о Проявленном и Непроявленном
Духе, задаёт вопрос, который из двух методов – стремление к Непроявленному
или Проявленному – лучше и скорее приводит к цели освобождения. Здесь опять-таки
сказывается основной пафос Гиты – праксис. Арджуну не интересуют гносеологические
тонкости, которым так много места уделяет Шанкара и даже Рамануджа. Перед
Арджуной постоянно стоит один и тот же вопрос: «как я могу достигнуть блага?».
С этой точки зрения глава ХII непосредственно и органически связана с теософическими
главами VII – ХI.
Арджуна получил наставление о двух формах божества,
как в первой части он получил наставление о двух путях достижения – санкхье
и йоге. Как там, так и здесь он непосредственно переходит к виджнана, практическому
осуществлению знания. Шри-Кришна отвечает ученику, что нет принципиальной
разницы между тем и другим методом, как нет и принципиальной разницы между
Проявленным и Непроявленным Духом, так как это не два различных духа, а
Единый и Единственный.
Всё дело в практической постановке вопроса, ибо тот
и другой путь ведут к одной цели – освобождению. Но для воплощённого «безмерно
труден путь непроявленного». Он не отрицается Шри-Кришной. Но только признаётся
непосильным или почти непосильным для человека.
Итак, Гита даёт своё учение о Мировой Душе, не как
отвлечённую гносеологическую концепцию, но как, выражаясь современным языком,
«рабочую теорию», позволяющую успешней приблизиться к цели, так как Гита
признаёт бхакти за основную движущую силу, а бхакти по отношению к Непроявленному
почти неосуществима.
Учение о личном боге в концепции Гиты не является догмой,
отступление от которой влечёт за собой осуждение. Стихия Гиты - стихия свободной
духовной жизни. Но, не навязывая догм, Гита настаивает на практической применимости
своего учения. Это недостаточно учитывается европейскими критиками Гиты.
В ХII главе упомянуты различные виды духовных упражнений, выходящие за пределы
узко-йогических (в смысле йогасутр). Гита говорит об углублённом чтении,
медитации, делах.
[i]
Всё пригодно для широчайшей цели, которую поставил себе
человек, ему не следует ограничивать себя рамками догм, обрядов. Гита советует
человеку искать в себе и самому определять свои способности: испробуй всё,
выбери то, что для тебя наиболее приемлемо, что соответствует твоему духовному
складу; но твоим внутренним двигателем должна быть бхакти, без неё любые
внешние формы, даже, казалось бы, самые "действенные", бессильны.
Глава
ХII заканчивает «теософической» отдел Гиты, в основу которого положен дуалистически
рассматриваемый монизм, технически называемый в философской литературе Индии
сабхеда адвайта. Гита признаёт
Единое Начало, но рассматриваемое дуалистически оно есть Пурушоттама, Сверхличное
в себе. Силой своих проявлений (вибхути) Пурушоттама создает вселенную;
проявления эти относительно реальны, а не полностью иллюзорны, как считает
Шанкара. Такой концепции соответствует учение о меон и укон греческой философии,
особенно эллинистической (ср. учение Плотина).
В противоположность Шанкаре Гита признаёт за знанием
лишь относительную ценность, лишь служебную роль, поскольку оно помогает
отрешиться от множественности и приобщиться Единству. Истинным двигателем
духовного развития Гита признаёт бхакти.
|