|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
Содержание Гиты по главам |
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
` |
|
|
|
|
|
Этика. Главы I-VI
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
Онтология как пневматология. Главы VII-XII
7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
Космология. Главы XIII-XV
13
| 14
| 15
Психология как социология. Главы XVI-XVIII
16
| 17
| 18
|
|
Этика. Главы I – VI
Глава IV Название этой главы варьирует
в разных изданиях: она называется или «Йога совершения жертвоприношения
Брахмо» – Брахмарпанайога или «Йога Познания» – Джанана-йога. Она органически
связана с III главой. Если в III главе разбиралась проблема действия, его
совместимость с целью конечного освобождения, необходимость действия ради
достижения этой цели, то в IV главе рассматривается проблема познания как
основы деятельности человека.
Начинается глава словами Кришны о традиции йоги,
источником которой он называет себя. Древняя йога «со временем пришла в
упадок», говорит Кришна. Это место представляет большой исторический интерес,
так как оно возбуждает вопрос, какова та йога, о которой говорит Кришна
как о «древней». Углублённое исследование вопроса может пролить свет на
датировку Гиты и место этого памятника в истории развития философской мысли
Индии.
Возможно,
что в словах Кришны заключается намёк на существовавшие иные системы йоги,
возможно и то, что здесь устанавливается какая-то традиция, подлежащая изучению.
Во всяком случае, слова Кришны вызывают недоуменный вопрос Арждуны, как
возможно, что он передал учение йоги древним мудрецам, Вивасвану и другим.
Кришна указывает, что речь идёт о прежних его существованиях, которые он
все помнит, тогда как Арджуна не знает своих. Далее следует изложение теории
аватаров, оно считается первым, наиболее ранним из известных в индийской
литературе (ср. Ламотт «Заметки о Бхагавадгите», Дасгупта «История индийской
философии», II, 525). «Я Атман, нерождённый, непреходящий, Я существ владыка,
– говорит Шри-Кришна, - и всё же, будучи выше своей природы, Я рождаюсь
собственной майей».
Это место
очень важно для понимания концепции Пракрити в Гите. Весьма важно, что текст
настаивает на кшатрийской, а следовательно, на вишнуитской традиции, тогда
как шиваизм выражает браминскую традицию.
Учение об
«основании» (adhishthana)
не раз обсуждалось различными индийскими философскими школами – Ньяя, Санкхьи,
Веданты (Шанкара и его ученики). В школе Шанкары ставился вопрос, как Брахмо
может быть причиной (основанием) иллюзии (майя, которую Шанкара понимает
как чистую иллюзию). Ответ ведантистов был приблизительно таков: если Брахмо
есть основание миропроявления, то оно проявляется лишь в своём предикате
(атрибуте) «сат» – реальное, тогда как его предикат «ананда» – чистое блаженство
– не познаваем.
Ишвара,
воплощаясь, являет свой Образ различным сознаниям по-разному: «Как ко Мне
кто приходит, так Я его принимаю: все люди идут Моим путём» (IV, II).
Кто
желает успеха в своих частных целях, говорит далее Кришна, тот приносит
жертвы частным аспектам Божества, "другим богам", кто же ищет
Единого, приносит жертву Ему одному. Ишвару не связывают и не сквернят дела,
ибо Ишвара есть творец мира. Первопричина всего, и вместе с тем - не творец,
как не подлежащий действию кармы, не связанный делами. (IV, 13-14).
Такое противоречивое утверждение характерно для Гиты,
как и вообще для всей индийской философии, не только не боящейся противоречий,
но даже старательно их вскрывающей. Как не связывают и не прельщают дела
Ишвару, так не должны они прельщать и связывать идущего его путем. Действие
и бездействие труднодостижимы, и даже "вещие" смущаются этим.
Гита различает действие, бездействие и извращённое действие. Кришна называет
«таинственным» путь действий и лишь того называет мудрым, кто видит бездействие
(плода) в действии и действие (плода) в бездействии. Буддхой, пробуждённым
именуется тот, чьи начинания свободны от страстей, чьи действия сожжены
в огне мудрости. Отказавшийся от плодов не действует, даже совершая действия,
творя действия лишь телесно, он не грешит (IV, 21).
Нужно отметить близость этих взглядов Гиты с буддизмом,
настаивающим, что грешны (то есть подлежат нравственной оценке) не действия
как таковые, а намеренья (ср. Ольтрамар, История теософических идей в Индии,
т. II).
Нельзя не подчеркнуть огромность этического сдвига,
выраженного приведённым положением Гиты. Этика, современная Гите, не видела
разницы между фактом и актом. Достаточно напомнить, что вся трагедия Эдипа
построена на «грехе» (преступлении), совершённом не только невольно, но
с горячим желанием его избежать. Если Наль совершает «грех», открывший ворота
Кали, то лишь по некоторой небрежности нарушая ритуал. (ср. I вып. этой
серии).
Тот, кто совершает действия как долг, кто победил желания
и доволен достигнутым, стоит выше противоречий. Он освобождается от уз кармы.
Брахмо есть и жертвоприношение и жертва, и приносящий жертву (IV, 24) –
так формулирует Гита закон тождества
в стихе, считающимся самым священным стихом произведения, то есть наиболее
полно выражающим его суть. Он стоит в прямой связи с III, 15: «вездесущее
Брахмо всегда пребывает в жертве».
В следующих за IV, 24 шлоках Кришна поясняет феноменологическое
разнообразие этого единого жертвоприношения. Оно понимается различно людьми,
на разных ступенях сознания (ср. V, 11 и Х, 20-31).
Шлоки 25-35 перечисляют различные жертвоприношения
в зависимости от характера и ступени развития приносящего жертву. Дасгупта
называет шлоку 29 «тёмной» и затрудняется объяснить, как можно жертвовать
прану апане и обратно. «Трудно понять, - пишет он, - точный смысл жертвенного
приношения праны апане и почему это называется жертвой. Толкования Шанкары
и других мало помогли в этом деле. Они не говорят нам, почему это называется
''яджна'' или как может быть совершено такое жертвоприношение, они даже
не стремятся дать синонимы глагола ''juh'' (совершать жертвоприношение),
употреблённого в контексте». Мне кажется, что дело идёт о мистической замене
– о медитации (pratikopäsäna), употребляющейся вместо жертвоприношения,
о чём упоминается в Упанишадах; напр., в Майтр., VI, 9 говорится, что в
«Я» соединены Прана и Солнце; знающий размышляет только об Атмане и лишь
в себе приносит жертву (ср. также Чханд., V, 24 и Дасгупта «История индийской
философии», т. I I , 448).
Непонятно, почему Дасгупта так осторожно выражает своё
предположение: ведь по существу весь абзац от 25 до 33 шлоки говорит о «заменах
жертвоприношений», так тщательно впоследствии разработанных «Тантрами».[4]
Вообще всё это место Гита совершенно недвусмысленно
выражает эволюцию от ведического материального жертвоприношения к символическому
жертвоприношению Упанишад, то есть развитие «садханы». Поясняя это, Кришна
говорит: «Распростёрты многообразные жертвы пред ликом Брахмо; знай: все
они рождены от действий; это познав, ты будешь свободен. Жертва мудрости
лучше вещественных жертв; мудрость полностью все дела объемлет» (IV, 32-33).
Нужно ли яснее говорить о pratikopаsаnа?
Таким
образом, данное место Гиты не только не снижает мысли, выраженной в IV,
24, как полагает Михальский-Ивеньский, но поясняет, уточняет её и указывает
исторический путь её развития. Ученику подобает смиренно искать эту мудрость,
вопрошая тех, кто обладает ею. Постигнув её, ученик увидит все существа
в Едином. Мудрость есть наивысший очиститель, освобождающий от греха. Верующий
получает такую мудрость, а сомневающийся в силу своей неустойчивости не
может достигнуть цели. Поэтому «мечом мудрости постижения Атмана рассекая
сомнение, что от неведенье родилось и коренится в сердце, пребывая в Йоге,
восстань, Бхарата», - заканчивает Шри-Кришна поучение IV главы.
Итак, основная мысль главы – определение действия как
жертвы, научение действовать жертвенно, то есть не ради достижения своих
целей, но бескорыстно, ради общего блага.
Глава определяет мудрость как «учение действовать».
В этой главе, посвящённой «мудрости» (джнана), Гита особенно подчёркивает
служебную роль познанья, ценного не как таковое, но лишь как средство к
освобождению «Шип вынимается шипом, а потом оба выбрасываются» – изречение,
очень популярное в Индии. Ещё раз эта глава убеждает, что Гита не есть гносеологический
трактат, не «ньяя», а «йога», и только с такой точки зрения нужно подходить
к ней. Требования последовательности изложения, «систематически», прилагаемые
к Гите как критерий для анализа текста и всего произведения в целом, ведут
только к путанице.
В заключение главы некоторые исследователи видят «противоречие»:
здесь как бы отдаётся предпочтение знанию, тогда как дальше отдаётся предпочтение
бхакти. Если понимать под «джнана» гносеологию, то действительно может возникнуть
недоумение. Но Шри-Кришна, как бы желая подчеркнуть, что речь идёт не о
«дискурсивном познании», а о «мудрости» как знании конечной цели и средств
к её достижению говорит, что «джнана» достигается верой, чем она и отличается
от «санкхьи», достигаемой рассуждением. Такая «мудрость» не противоречит
бхакти, а выражает её. В этом смысле глава IV как «джнана» может противополагаться
не главе ХII и другим, а первой половине II главы, где действительно рассуждение
ведётся в духе Санкхья (II, 31-38).
[1] A. Avalon. The Serpent Power, c. 62-63
[2] Ср. РV, X, 90 b Deussen. Allgev. Gesch. D. Philosophie, I, I, c. 150 и сл.
[3] Michalski - Ivienski. Bhagadgita. Paris. 1992, c. VI.
[4] Cp. Chiva Chandra. Principles of Tantra, by. Avalon. Vol. 1-2, London, 1916.
[5] Большой Петербургский словарь – санскритский Словарь Беклинга и Рота.
|