|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
Содержание Гиты по главам |
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
 |
|
|
` |
|
|
|
|
|
Этика. Главы I-VI
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
Онтология как пневматология. Главы VII-XII
7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
Космология. Главы XIII-XV
13
| 14
| 15
Психология как социология. Главы XVI-XVIII
16
| 17
| 18
|
|
Онтология как пневматология. Главы VII-XII
Глава IХ трактует о «царственном знании
и царственной тайне» (таково название главы). В ней разбирается отношение
Непроявленного к Проявленному и понимание Пракрити как Мировой Души, носительницы
всех существ.
Пракрити,
природа рассматривается Гитой не как майя Веданты и не как самостоятельное
начало в духе Санкхьи, но как проявление силы Единого, йоги Ишвары. Понятие йога
в этой главе близко позднейшему понятию шакти
в Тантрах. Нужно подчеркнуть, что термин йога
в смысле шакти характерен для
ранней Санкхьи.
В изложении учения о сутях (таттва) Гита пользуется
терминологией, общей для ранней и поздней Санкхьи и вообще принятой в индийской
философской литературе. Таким образом, это обстоятельство ещё не даёт основания
для утверждения синкретизма Гиты: учения о таттвах с его общепринятой терминологией,
не специфичной для Санкхьи. Важно учитывать не общность терминов как таковых,
ибо они сохранялись в индийской философии на протяжении многих веков, а
то значение, которое придано данным терминам в данном философском памятнике,
важна система, слагаемая из общих элементов.
Напомним,
что и основоположник школы Веданты Шанкара пользуется некоторыми терминами
Санкхьи в изложении своего учения о майе, что отнюдь не является причиной
для смешения столь разных систем, как Ведантизм и Санкхья. И в этой главе
Гита касается вопроса о вибхути,
затронутого уже в VII главе. В ХV главе также упоминается о вибхути,
а глава Х специально посвящена этому вопросу.
Такое
повторение характерно для индийской (и вообще восточной) литературы, и его
нельзя рассматривать как особенность данного памятника, а тем более как
черту, свидетельствующую о его «мозаичности».
Однако настойчивое возвращение к вопросу показывает
его существенное значение для данного произведения, для данной системы.
Характерно утверждение Шри-Кришны, что все существа возвращаются в «его
собственную природу». Оно совершенно несовместимо с учением классической
Санкхьи, рассматривающей мировой эволюционный процесс, в духе монологии:
у каждого существа есть свой мир, не сообщающийся с другими: каждый пуруша
уходит в своё единство, полностью отделяясь от всего остального (кайвалья).
Идея общей Пракрити, в которой растворяются частные природы существ и претворяются
в ней, свойственна не только философским текстам Махабхараты, но и эпическим,
что важно учесть для понимания связи Гиты с Махабхаратой, как с целым. Так,
Кришна в книге «Путешествие Бхагавана», V, 72, 17, (см. вып. III, с. 247),
говоря о «злой природе кауравов», утверждает, что она полностью и на «долгие
времена» погрузится в небытие (абхава) и претворится в природе (пракрити)
самого Кришны. Для выражения идеи Мировой Души, Гита в данной главе пользуется
образом всепроникающего акаши.
При переводе 8 шлоки возникают довольно большие трудности:
«Находясь вне собственной природы (avastabhya) я снова и снова произвожу множество
существ…». За приводимое понимание говорит традиция схолиастов. Так, Шридхара
толкует выражение avastabhya в смысле управляя, властвуя. Однако прямое и первичное
значение слова позволяет придать переводу вышеприведённый оттенок, ибо первое
значение предлога ava есть от-,
раз-, вниз. Если так понимать данную шлоку, то разрешается парадокс
шлок 4 – 5: дальнейшее развивает мысль, выраженную в VII, 5. В таком случае
са шлоки 9 не нужно принимать
как противопоставление (ср. например, Дейссен «und doch»), а
в смысле связи – «и», выражающей
дальнейшее развитие мысли: «… и не связывают меня эти действия; безучастно
присутствующего несвязанного этими действиями…» (ср. Леви: «car j’assiste
comme indifferent…»). Со мной как созерцателем (abi. abs.) пракрити порождает всё «подвижное
и неподвижное» (ср. также гл. ХIII).
Правильное понимание шлоки возможно только при учёте
всего контекста и зависит от установки переводчика, так как сама по себе
шлока даёт возможность почти диаметрально противоположных пониманий. Учение
о бездействии Духа свойственно не только поздней, но и ранней Санкхье равно,
как и Упанишадам, и поэтому нет ничего неожиданного в таком утверждении
Гиты. Эта мысль подробно развита в главе ХIII. Однако данную шлоку можно
понимать и иначе. Так,
Дейссен, переводит: «Durch michals Aufseher (getriben) gebiert Prakriti…».
Леви ещё больше усиливает этот оттенок: C’ est par moi et sous mes yeux que ia nature
est rendi mére».
Глава IХ, в частности 8 шлока, давала повод обвинять
Гиту в синкретизме, что свидетельствовало бы о её относительно позднем происхождении.
Разобрать этот вопрос возможно только при подробном рассмотрении положения
Гиты в индийской философии вообще. Здесь приходится ограничиться упоминанием,
что индийскую мысль на протяжении веков занимал вопрос о противоречии абсолютного
и относительного и, в частности, о возможности действия (а следовательно,
и перемен) Абсолюта.
Как известно, последней крупной попыткой в индийской
философии отстоять монизм является учение Тантр о Шакти, как о деятельном
аспекте божества, символически выражаемом его женской ипостасью (эта савибхеда абвайта противопоставляется нирвибхеде абввайте ведантистов школы Шанкары).
Нельзя безоговорочно обвинять Гиту в синкретизме только потому, что она
в понимании адвайта не следует
школе Веданты, как понимал её Шанкара, проповедовавший абсолютный монизм.
Философия Махабхараты в целом есть философия ранней
Санкхьи с её относительным монизмом
(«савибхеда адвайта»). Через школу Рамануджи относительный монизм, стремящийся
разрешить противоречие абсолютное
– относительное, проходит через весь вишнуизм, вплоть до поздних бенгальских
школ. Как уже упомянуто, относительный
монизм был отчасти воспринят и шиваизмом, так как Тантры развились в
недрах шиваизма.
Гита не занимается смешением философских элементов
адвайтизма с народными верованиями бхагаватов, но стоит на иной позиции, чем абсолютный адвайтизм, давший свою особую линию развития
философской мысли Индии.
Антитеза абсолют – относительно (личное) является одной
из труднейших философских проблем, над которой веками, если не тысячелетиями,
билась человеческая мысль. Гита разрешает проблему как учение о Пурушоттаме
и двух пурушах и считает синтез этой дилеммы, разрешение парадокса «царственным
знанием».
|