Учителя России СМИРНОВ Б.Л. ФЕДОРОВ Н.Ф. ДАНИЛЕВСКИЙ Н.Я.
БИБЛИОТЕКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФОТОАРХИВ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ

Смирнов Б.Л.

Очерк развития вишнуизма по текстам Махабхараты

Вып. VII, часть 2. - (Побоище палицами). Книга о Бхишме. (Отдел "Бхагавадгита", кн. VI, гл. 13-24). Книга о побоище палицами (кн. XVI). Туркменское издательство АН ТССР, Ашхабад, 1963 г.
Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Статьи о Махабхарате
Описание
Отзывы
Очерк развития вишнуизма по текстам "Махабхараты"
Культы Кришны-гопалы и Шивы-пашупати

Примечания

Литература
Вверх


  • 1 - В издании 1963 г. ([101], стр. 244) глава называется "Культ Кришны-Гопалы и Бхагавата-Пашупати". (Прим. ред.).
  • 2 - Вопрос о родине арьев не разрешен окончательно. Во всяком случае, они явились в Индию с севера. Наиболее вероятным считается предположение, что арьи пришли из Средней Азии, из округи Мары, бассейна Мургаба или из приазовских степей. Отран считает, что за это очень доказательно говорит топонимика: он полагает, что древнейшим местом поселения арьев была "Страна рек" - Синдиха возле Азовского моря. Это название арьи принесли с собой. Реку, в бассейне которой они сначала остановились, они назвали Синдх (Инд), что значит "река", "море". Время прихода арьев в Индию - 2000-1200 гг. до н. э. Шли они через Иран, где часть народа осела и сохранила своё название арья (иран), а в Индии это название сохранилось за тремя высшими варнами, считавшими себя потомками завоевателей (ср. Отран, L. с. [29], т. II, стр. 14-15).
  • 3 - Апопи очень близок индийскому Шеша Ананде.
  • 4 - "Харивамса" - "Род Хари" или "Сказание о роде Кришны" - объёмистая быль, былина о княжеском роде Кришны-Нараяны. Индийская традиция иногда называет Харивамсу XIX книгой "Махабхараты", но эта концепция мало популярна в Индии, так как она нарушает священную игру с числом восемнадцать, принадлежащем Кришне; у европейских санскритологов она также не популярна, потому что язык и стиль Харивамсы ближе к Пуранам, чем к Эпосу.
  • 5 - Сатваты - название южного племени ядавов, народа, к которому принадлежал Кришна. Бхандаркар приводит мнение Патанджали (грамматика), считающего, что сатваты - другое название вришнийцев.
  • 6 - Трудно согласиться с автором, что с этого же времени развился и культ Шивы как лингама.
  • 7 - Это касается только связи шиваизма и вишнуизма с творениями Эпоса, а не процессов безотносительного развития обоих культов.
  • 8 - Более подробно взгляды М. А. Роя изложены во введении ко второму изданию перевода "Бхагавадгиты" в этой серии переводов из "Махабхараты". Многие замечания Роя заслуживают внимания тех, кто пожелает проанализировать процесс развития вишнуизма.
  • 9 - Можно согласиться с Роем, считающим, что в этих шлоках слово "Вишну" вставлено позже.
  • 10 - Массон-Урсель не без основания считает, что теория аватаров в вишнуизме заимствована от буддистов и джайнистов, где учение о периодическом явлении будд и джинов (победителей) или тиртханкаров (путеводителей) органически связано с основами того и другого течения.
  • 11 - В лаврских пещерах есть скелет какого-то человека богатырского сложения - его считают останками Ильи Муромца.
  • 12 - Анада Кумарасвами (L. с. [38], стр. 9) полагает, что собственно исторический период Индии надо считать с VI века до нашей эры; начинается он с династии Магадхи; это период Брахман, Упанишад, ранних сутр. Циммер начинает период Упанишад с 800 года, Синха и Банерджи относят возвышение Магадхи к середине VI века до нашей эры.
  • 13 - Это мнение Рубена вызывает некоторое недоумение: "Артхашастра", подобно другим историческим трактатам древней Индии, по духу весьма далека от Гиты, в чём читатель сможет непостредственно убедиться, так как знаменитое произведение Каутильи издано Академией наук СССР, в русском переводе. Политические трактаты древней Индии отличаются циничным макиавеллизмом, по выражению Циммера: "Основные принципы их (то есть политических трактатов. - Б. С.) - принципы морских глубин, почему само учение называется Матсья-ньяя, то есть основы закона рыб (крупная рыба мелкую пожирает. - Б. С.)" - "Философия Индии", стр. 36. Артхашастра поражает блеском своего языка и откровенным провозглашением принципа: "В политике всё дозволено" (ср. L. с. [92], стр. 92-93). К литературе этого же рода относится и "Панчатантра", знакомая читателю по переводу Сыркина. Лишь очень внешне принимая вещи, можно сравнить Гиту с Артхашастрой Каутильи. Если даже и принять, что Гита и Артхашастра исходят из принципа "всё дозволено", то Гита добавляет "во имя исполнения долга"; Артхашастра: "во имя выгоды" (фrtha).
  • 14 - Бедж говорит (L. с. [35], стр. 228): "Сходство истории Озириса и вавилонского Бэла-Мардука слишком поразительно, чтобы пренебречь им. Кто заимствовал - вавилоняне ли у египтян, египтяне ли у вавилонян - остаётся вопросом". Шарль Отран считает, что Дионис родственен Атису и Адонису, которые в свою очередь являются вариантами Таммуза. Трагическа судьба Диониса Загрея, ритуал которого сопровождался поеданием жертвенного быка, очень близка судьбе Озириса. Это - разные варианты одного основного типа. Вот почему Геродот ("Об Озирисе и Изиде") называет Озириса Дионисом. В Греции Дионис считался индийского происхождения, а Лидия лежит на одной из великих дорог в Вавилон. Достойна внимания легенда о путешествии Диониса по Индии. Отран считает, что связи между сумерийской цивилизацией и "культурой Инда" возникли за четыре-пять тысячелетий до н. э., а к середине третьего тысячелетия они становятся определённо ясней. Связи эти осуществлялись морским путём через Персидский залив и сухопутно через Туркменистан. Так, в течение веков сумерийская культура озаряла Западную Азию (L. с. [29], т. I, стр. 51).
  • 15 - Ср. Шарль Отран. "Предыстория христианства", т. I, стр. 172 и сл. Два тома этого замечательного труда вышли в 1941 и 1944 гг., а третий, кульминационный, автор предполагал посвятить Кришне, Митре, Орфею.
  • 16 - "Мирная" смерть кшатрия, то есть не на поле брани, считалась бесславной.
  • 17 - Сумероаккадская мифология связывала с богами определённые числа. Это сохранила Каббала, связывающая с каждым божьим именем определённое число (ср. Сефер иецира).
  • 18 - Э. Кассирер отмечает, что рано возникло состязание священных чисел 7 и 9. Наравне с семикратными строками в греческих мифах возникают и девятикратные строки (L. с. [57], т. III, стр. 181). О девятке как мистическом числе см. также: Бёдж, L. с. [35], стр. 195 - священные египетские нонады (девятки) богов.
  • 19Одним из последних великих санскритских поэтов Бенгалии считается Джаядэва (Jayadeva), написавший поэму, в которой воспевается любовь Кришны и Раддхи (в XI веке н. э.); особенно выделяется поэт Бана (Bana), экстатически воспевающий Кришну, но особенно любовь Шивы и Дурги (см.: Кейт (Keith), L. с. [58], стр. 192 и сл. и 210 и сл.).

Вернуться обратно | Список КИТов | Каталог | Индия | Статьи о Махабхарате
Заходов на страницу: 2017
Последний заход: 2020-09-28 19:24:10